Модуль «Экологическое краеведение»
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основной концептуальной проблемой данного курса является интеграция научных дисциплин в единый неразрывный блок. Для решения проблемы окружающей природной среды, а точнее пространственно – временных особенностей взаимодействия организмов со средой. Это взаимодействие происходит в различных зонально – природных и социально – экономических условиях, на уровне конкретных экосистем и геосистем, т.е. на определённой территории. Человек в этой системе живёт не только в природной, но и техногенной, экономической и культурной средах, а экосистемы обретают территориальное выражение. Поэтому изучение территориально – дифференцированных форм взаимодействия человека со средой его обитания является наиболее актуальной. Доступность и как следствие интерес изучения интегрированных дисциплин, учащимися, позволяет регионально – краеведческий подход. Своё, близкое и в природе, и в человеческой жизни, и в хозяйстве понятнее, проще, яснее, чем чужое и далёкое. Примеры из местной природы и местного хозяйства, очень оживляют изложение и делают его более понятным и доступным. Формируется ответственное отношение учащихся к окружающей природной среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания, мышления и экологически компетентного поведения; овладение системными знаниями о единстве природы, о взаимодействии человека и общества с природой, об экологических проблемах и способах их разрешения; выработка основ экологически целесообразного поведения и деятельности, умений прогнозировать развитие экологических ситуаций и способов разрешения экологических проблем на уровне бытового поведения. Курс позволяет более широко использовать такие формы работы, как, эколого – краеведческие экскурсии, использовать теоретические знания для выполнения практических заданий; а также уделять больше внимания полевой практике, обеспечивающей возможность научного познания.
Модуль «Экологическое краеведение» рассчитан на 17 часов.
Экологическое краеведение включает в себя следующие разделы:
- Изучение взаимосвязей, взаимообусловленностей и взаимодействий отдельных элементов природы в ландшафте (установление связей между рельефом, микроклиматом, характером горных пород, почвами, растительностью и т.д.);
Изучение процессов видоизменения природной среды человеческой деятельностью;
- Изучение естественных процессов видоизменения рельефа, совершающегося на глазах у человека и под его влиянием;
- Изучение хозяйственной деятельности населения, его отдельных занятий, сезонности работы в сельском хозяйстве, промыслах и промышленности, связей между природной средой и хозяйством, связей между отдельными сторонами хозяйственной жизни;
- Составление комплексной эколого – географической характеристики территории.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ
Учащиеся должны знать:
- цели, задачи, теоретическое и практическое значение природопользования;
- роль труда во взаимодействии человека с природой;
- природопользование: стихийное, хищническое, рациональное;
- причины экологического кризиса;
- возможные пути оптимизации взаимодействия общества и природы;
- роль научно – технического прогресса в управлении природопользованием и охране окружающей человека среды;
- суть проблемы добычи и использования полезных ископаемых. Роль и экономические особенности воды как природного ресурса;
- значение воздуха для жизни на Земле, его ресурсы и возможные пути управления качественными и количественными особенностями воздуха;
- значение почв в биосфере и жизнедеятельности человека;
10. плодородие почв. Возможные пути улучшения землепользования;
11. значение лесов в биосфере и жизнедеятельности человека;
12. суть проблемы сохранения лесных ресурсов;
13. ресурсосбережение. Виды юридической ответственности за ущерб окружающей среде;
14. основные формы и оптимальный вариант размещения производства;
15. роль транспорта в размещении производства и его влияние на окружающую среду, здоровье людей.
Учащиеся должны уметь:
- раскрывать противоречия между возрастающими потребностями людей и ограниченными возможностями биосферы;
- объяснять многоаспектное значение природы в жизни и деятельности человека;
- составлять макет хозяйственного проекта и давать ему эколого – экономическую оценку;
- приводить примеры рациональной добычи и использования полезных ископаемых;
- оценивать состояние вод своей местности;
- выявлять источники загрязнения воздуха своей местности;
- владеть элементарными методами определения некоторых загрязнителей воздуха;
- оценивать земельные ресурсы своей местности;
- выявлять меры по воспроизводству плодородия почв своей местности;
10. оценивать состояние лесных ресурсов своей местности;
11. определять меры экономического стимулирования природоохранной деятельности предприятий своей местности;
12. определять меры, необходимые для предупреждения вредного воздействия транспорта на окружающую среду своей местности.
№ | Введение | Всего часов | В том числе |
Лекция | Практич. занятия | Экскурсия | Семинар |
1 | Введение | 1 | 0,5 | | 0,5 | |
2-3 | Экология ландшафтов | 2 | 0,5 | 0,5 | 1 | |
4 | Геоэкологические проблемы области. | 1 | | 1 | | |
5-6 | Экология поверхностных вод. | 1 | 0,5 | | 1 | 0,5 |
7 | Экология подземных вод. | 2 | | 1 | 1 | |
8 | Экологические проблемы водоснабжения. | 1 | | | | 1 |
9-10 | Экология леса | 2 | | 1 | 1 | |
11 | Экологические проблемы атмосферы. | 1 | 0,5 | | | 0,5 |
12-13 | Экологические проблемы почв. | 1 | | 1 | 1 | |
14-16 | Экологические проблемы мелиорации | 3 | 1 | 1 | 1 | |
17 | Итоговое занятие | 1 | | | | |
Экология ландшафтов.
- Типы экосистем области.
- Роль физических экологических факторов.
- Основные вопросы геофизики ландшафтов.
- Геохимия ландшафтов.
Геоэкологические проблемы области.
- Виды минерального сырья в области и экологические последствия их добычи и переработки.
- Проблемы рекультивации земель после горных работ.
- Загрязнение окружающей среды при горных работах. (Экологическая минералогия)
Экология поверхностных вод.
- Особенности химического состава поверхностных вод Новгородской области.
- Характеристика поверхностных вод (количество рек, озёр, их распределение по области и районам).
- Биологические индикаторы загрязнения поверхностных вод.
- Угрожающие факторы загрязнения.
Экология подземных вод.
- Характеристика подземных вод.
- Химический состав.
- Использование подземных вод в лечебных целях, в животноводстве.
- Угроза загрязнения подземных вод.
Экологические проблемы водоснабжения.
- Размеры потребления воды.
- Требования предъявляемые к питьевой воде.
- Экономические проблемы воды (стоимость воды)
- Степень обеспеченности населения питьевой водой.
- Особенности водоподготовки в Воронежской области (воду нельзя хлорировать)
Экология леса
Общая характеристика лесов Воронежской области
Экологические проблемы атмосферы.
- Локальные источники загрязнения
- Трансграничные источники загрязнения (загрязнения с сопредельных территорий).
Экологические проблемы почв.
- Экологические особенности почв Воронежской области.
- Степень их деградации.
- Необходимые химические соединения.
Экологические проблемы мелиорации
- Общая характеристика заболоченных территорий.
- Экологическая роль болот.
- Общие факторы мелиорации (понижения уровня грунтовых вод, усыхание лесов).
- Масштабы мелиоративных работ в Воронежской области.
- Методы экологического мониторинга.
- Основы экологического правоведения.
- Охраняемые виды растений и животных на территории Воронежской области.
- Экологические проблемы особоохраняемых территорий (национальные парки, заповедники, заказники, памятники природы).
- Экологические проблемы здравоохранения.
- Экологически опасные производства на территории Воронежской области.
- Организация экологических троп.
ЛИТЕРАТУРА
- Социальная экология. Маркович Д. Ж. – М.: Просвещение, 1991.
- Экология. Родионов А. И. – СПб: Химия, 1996.
- Экология. Радкевич В. А. – Мн.: Выш. Шк., 1998.
- Экология. А. П. Ошмарин. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
- Экология для начальной школы. Цветкова И. В. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
Глобальные проблемы человечества. Родионова И. А. – М.: АО «Аспект Пресс», 1994