Сайт учителя географии высшей квалификационной категории Иванниковой Анны Вячеславовны.МКОУ "Алферовская основная общеобразовательная школа "с. Алферовка Новохоперского района Воронежской области |
|
|
Работа объединения «Краеведческое» проводится по модулям : «Основы географического краеведения» «Экологическое краеведение».
Программа и методические рекомендации модуля дополнительного образования «Основы географического краеведения» Программа модуля дополнительного образования «Основы географического краеведения» рассчитана на 17 часов. Содержание её позволяет расширить знания учащихся по физической и экономической географии своего края. Дополнительное образование по программе «Основы географического краеведения» представляется необходимым, так как исследовательский метод, лежащий в основе данного курса, находит самое широкое применение и во многих других естественных науках: геологии, истории, социологии, экономике и т.д. Данный курс может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии и может быть рекомендован для изучения учащимися разных профилей. Содержание занятий дополнительного образования предполагает работу с разными источниками информации: картографическими, текстовыми, профилями, диаграммами, рисунками, схемами и другими. Содержание каждой темы включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практический заданий, в том числе на местности. При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.
Содержание программы Принимая во внимание краткосрочность курса, представляется целесообразным на первом занятии познакомить учащихся с общей структурой курса, его примерным содержанием с формами, видами и планируемыми объемом самостоятельных и практических работ, которые им предстоит выполнить за данное время. Полезно обсудить с учащимися критерии оценивания самостоятельных работ. Введение (1час) Лекция по содержанию курса (0,5 часа) Обзорная экскурсия (0,5 часа)
Тема 1. « Топографическая подготовка географа-краеведа» (0,5 часа)
Экскурсия «Топографическая съемка». с. Алферовка (1ч.) Работы по группам Практическое занятие «Камеральная обработка данных съемки» (1 час) Тема 2. «Горные породы и минералы своей местности» Учебная экскурсия «Горные породы и минералы своей местности» (сбор коллекционного материала) (1 час). Практическое занятие «Камеральная обработка материала» (1 час) (подробно в методических рекомендациях). Тема 3. «Практическое применение горных пород и минералов своей местности в жизни человека» (1 час). Лекция «Практическое применение горных пород и минералов своей местности в жизни человека (0,5 часа) Учебная экскурсия (обзорная) (0,5 часа) (подробности в методических рекомендациях). Учебная экскурсия «Метеорологические наблюдения (1 час). Цель работы: измерить основные климатические показатели – температуру, давление и влажность воздуха, скорость и направление ветра; Практическое занятие «Камеральная обработка материала» (1 час). Тема 5. «Определение погоды по местным признакам. народным приметам» (1 час). Семинар Работа с различными источниками знаний. Защита реферативных работ. Тема 6. «Гидрологические наблюдения» (3 часа) Лекция «Теория гидрологических наблюдений» (1 час).
Учебная экскурсия «Гидрологические наблюдения реки (1 час).
- скорость течения; - извилистость реки; - расход воды; - качество воды. 3. Подведение итогов. Практические занятия «Камеральная обработка материала». Тема 7 «Охрана природы» (3 часа) Лекция «Охрана природы Воронежской области»
Красная книга. Учебная экскурсия в музей Хоперского заповедника (1час). Экскурсия – обзор «Особенности профессий работников Хоперского Государственного природного заповедника», Тема 8 «Изучение сельскохозяйственного предприятия». Проверка опережающего задания по следующему плану изучения сельскохозяйственного предприятия.
Творческая работа «Комплексное описание села Алфёровка. Прогноз перспектив развития».
Методические рекомендации по содержанию и проведению некоторых занятий. Занятие 1. «Введение». Цели и задачи:
Ход занятия.
-Инструктаж о следующем занятии - Подготовить все необходимое для проведения следующего занятия. Тема «Горные породы и минералы своего края». Занятие 1 «Учебная экскурсия» Цели и задачи:
Ход занятия. I. Подготовка к экскурсии. 1. Проверка готовности учащихся: наличие специальных инструментов, одежды и обуви, пакетов для сбора коллекционного материала. 2. Рассказ учителя о ходе экскурсии: инструктаж по технике безопасности, теоретическое содержание экскурсии, разъяснения по ведению полевого дневника наблюдений. IІ. Учебная экскурсия Желательно организовать проведение экскурсии на такие участки местности, где будет найдено наибольшее количество образцов горных пород и минералов. ІIІ. Подведение итогов. Обзорно оценить качество и количество собранного коллекционного материала. Занятие 2 Камеральная обработка материала (практическое занятие). Цели и задачи:
Оборудование: Справочник – определитель горных пород и минералов, слабый раствор соляной кислоты, набор первых семи минералов, образующих шкалу твердости, фарфоровая пластинка. Ход занятия. І. Подготовительная работа. 1. Беседа о классификации горных пород и минералов по времени образования и происхождению. 2. Рассказ учителя о справочнике – определителе горных пород и минералов как в важном и необходимом источнике информации при опознании горных пород и минералов, найденных на местности. 3. Инструктаж учащихся о проведении самостоятельного опознания горных пород и минералов и о правилах составления коллекций и собранного материала. 4. Инструктаж по технике безопасности при работе с химическими реактивами. ІI. Практическая работа. С целью расширения познавательного интереса желательно работу по опознанию горных пород и минералов по справочнику – определителю запланировать как индивидуальную самостоятельную работу. Составление же коллекции можно оставить как для индивидуальной работы, а можно и как для работы в группах. При этом коллекции могут быть составлены либо с учетом разновидностей собранного материала, либо с учетом личностных творческих способностей детей. IІI. Подведение итогов. Оценивается правильность опознания горных пород и минералов с учетом быстроты и качества выполненной работы, а составление коллекции – с учетом эстетического вкуса и индивидуального подхода к предложенной работе. Тема «Практическое применение горных пород и минералов своей местности в жизни человека». Занятие 1. «Практическое применение горных пород и минералов своей местности». Цели и задачи: 10. Рассказать о практическом применении горных пород и минералов своей местности. 11. Конкретизировать имеющиеся знания в процессе экскурсии. 12. Развивать познавательную активность учащихся. 13. Приобщать к «миру прекрасного», Оборудование: коллекция горных пород и минералов в практической деятельности человека, поделки кружка «Прикладное творчество». Ход занятия. I. Рассказ учителя. 1. Опираясь на знания учащихся о свойствах горных пород и минералов, учитель рассказывает об их использовании в народном хозяйстве. Учащиеся же делают вывод, о применении горных пород и минералов своей местности в жизни своего населенного пункта и своего края. 2. Выставка поделок из глины поможет учителю заинтересовать учащихся и подчеркнуть творческую направленность занятий населения. IІ. Экскурсия.
ІІІ. Подведение итогов.
Список литературы.
|
© annaviath |