Сайт учителя географии высшей квалификационной категории Иванниковой Анны Вячеславовны.

МКОУ "Алферовская основная общеобразовательная школа "

с. Алферовка Новохоперского района Воронежской области

 

Использование мультимедиа учебника по географии для учащихся

7 классов общеобразовательных учебных заведений.

 

Иванникова Анна Вячеславовна  - МОУ «Алферовская ООШ» с. Алферовка Новохоперского района Воронежской области - учитель географии высшей категории , annaviath@mail.ru

 

      Среди большого спектра ИКТ я вижу большое будущее за использованием мультимедиа учебников и пособий, т.к. электронный учебник – это комплексная и целостная дидактическая, методическая и интерактивная программная система, которая позволяет изложить сложные моменты учебного материала с использованием богатого арсенала различных форм представления информации, а также давать представление о методах научного исследования с помощью имитации последнего средствами мультимедиа. При этом повышается доступность обучения за счет более понятного, яркого и наглядного представления материала. Процесс обучения проходит более успешно, так как он основан на непосредственном наблюдении объектов и явлений.

    «Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни»- отмечено в документе – национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА». Все эти качества с успехом вырабатываем мы – я и мои ученики в процессе применения ИКТ на уроках.

        Формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач; усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, в т.ч. географии; направленность на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности. Реализация перечисленных выше требований возможна при наличии у учащихся умения анализировать, задачу формирования которого может решать медиаобразование.  

           Понятие «медиаобразование» впервые было раскрыто в материалах ЮНЕСКО в 70-е гг. XX века. «Под медиаобразованием следует понимать обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации (СМК), рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знаний в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования СМК как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний, таких как, например, математика, физика, география». Современный «Психолого-педагогический словарь» определяет медиаобразование (от английского media education и латинского media) как «направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации. Основная задача медиаобразования – подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств и современных информационных технологий». Это же определение приводится в Российской педагогической энциклопедии. Одним из вариантов достижения поставленных задач является регулярное использование электронных учебников и пособий. Электронный учебник- это обучающая программа, осуществляющая дидактический цикл процесса обучения, обеспечивающая интерактивную учебную деятельность и контроль уровня знаний. Электронные учебники призваны автоматизировать все основные этапы обучения – от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок.

    Мультимедиа учебника по географии для учащихся 7 классов общеобразовательных учебных заведений содержит обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекательную мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением видеофрагментов, что позволяет представить изучаемый курс в виде последовательной или разветвляющейся цепочки динамических картинок с возможностью перехода (с возвратом) в информационные блоки, реализующие те или иные конструкции или процессы. Мультимедиа-системы позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях. Кроме того, учебник снабжен эффективными средствами оценки и контроля процесса усвоения знаний и приобретения навыков.                       

       Дидактические аспекты и методические аспекты тесно взаимосвязаны между собой и с вопросами программной реализации электронного учебника. Основные принципы реализации электронного учебника:

1. Структурированность: разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему и замкнутых по содержанию (мир, материки, океаны, страны).

2. Полнота. Каждый модуль имеет следующие компоненты: текстовый учебный материал; тесты; примеры; справочник; практику.

3. Интерактивность: возможность изменения объема и порядка выдачи материала в зависимости от уровня усвоения знаний учащимся.

4. Наглядность: каждый модуль состоит из коллекции кадров с минимумом текста и визуализацией, облегчающей понимание и запоминание новых понятий, утверждений и методов.

5. Ветвление: каждый модуль связан гипертекстными ссылками с другими модулями так, чтобы у пользователя был выбор перехода в любой другой модуль. Принцип ветвления  предполагает наличие рекомендуемых переходов, реализующих последовательное изучение предмета.

     Перечислим возможные области применения электронного пособия в учебном процессе.

1. При изложении теоретического материала (лекции). Здесь электронное пособие призвано помочь учителю доходчиво и наглядно изложить материал в соответствии с программой. Пособие обеспечивает учителю поддержку, как в проведении лекции, так и в ее подготовке. Полезны следующие возможности электронного учебника: интерактивная презентация с возможностью перехода в любой фрагмент и возврата к кадру, из которого был произведен переход; просмотр анимационных и видеофрагментов; возможность прерывания и запуска с любого фрагмента пособия; возможность демонстрации графических изображений на весь экран; возможность предварительного выбора материала в соответствии с программой лекции и др. Отдельно можно рассматривать режим автоматического представления материала, где программа полностью заменяет учителя, и учащийся может только приостановить изложение или повторить необходимый фрагмент (режим самостоятельного изучения материала).

2. При проведении практических занятий.

    К достоинствам использования электронных пособий во время выполнения практических заданий можно отнести и то, что если при выполнении задания студенту понадобится обратиться к лекционному материалу, то он может с легкостью найти ту лекцию, которая ему потребовалась.

3. При проведении итогового тестирования (зачетов, экзаменов) Зачет или экзамен по пройденному курсу может также проходить с использованием электронного учебника.

4. При самостоятельной работе с электронным пособием. При написании рефератов и докладов, для использования в качестве справочника. В большой степени возможности электронных учебных пособий раскрываются при самостоятельной работе учащихся. Здесь могут оказаться востребованными все мультимедийные функции: анимация и видео, интерактивные компоненты, вовлекающие обучаемого в учебный процесс и не дающие ему отвлечься, дикторский голос и подобранное музыкальное сопровождение, и все возможности компьютерной поисковой системы. Даже самый полный учебник не в состоянии вместить в себя весь объем информации, которая может понадобиться учащемуся по данному предмету, всегда требуется дополнительная литература. С появлением Интернета и бурным развитием тематических сайтов и порталов различного назначения стало возможным найти практически любую информацию, подключившись к сети и сделав несколько запросов. Следует отметить, что необходимые по различным темам электронные адреса можно найти в электронном учебнике. В учебнике есть ссылки, как на русскоязычные так и на англоязычные сайты. Но и с подобной системой поиска информации возможны определенные сложности. В данном случае преимуществом электронного пособия является то, что весь (или большая его часть) необходимого для освоения материала собрана в одном месте и учащимся не приходится тратить время на поиск этого материала по различным источникам. Кроме того, учащийся может провести самопроверку усвоенного материала, т.к. учебное пособие содержит тестовые задания для проверки знаний.

     Таким образом, электронные учебные пособия могут использоваться как в контексте лекции, так и в качестве материалов для самостоятельной работы студентов. Последнее особенно важно в условиях развития дистанционных форм образования. Но, несмотря на все преимущества, которые вносит в учебный процесс использование электронного учебника, следует учитывать, что электронные пособия являются только вспомогательным инструментом, они дополняют, а не заменяют преподавателя.

Список литературы:

1. Душина, И.В., Летягин , А.А,Пятунин, В.Б. Мультимедиа учебник по географии для учащихся 7 классов общеобразовательных учебных заведений.

2. Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА».

3. Рапацевич ,Е.С. Психолого-педагогический словарь. Современное слово.-
2006с. 448.

4. Горкин, А.П. (гл. ред.). Российская педагогическая энциклопедия. - М.: Научное издательство "Большая Российская энциклопедия", 1993.-с.- 420 .

 

© annaviath

Конструктор сайтов - uCoz