Сайт учителя географии высшей квалификационной категории Иванниковой Анны Вячеславовны.

МКОУ "Алферовская основная общеобразовательная школа "

с. Алферовка Новохоперского района Воронежской области

Отношение к здоровью и здоровому образу жизни учеников, учителей, родителей МОУ Алферовской основной общеобразовательной школы.

Введение

Здоровье – самая большая ценность, которая дана человеку. Но человек не может быть совершенно здоровым , не ведя здорового образа жизни, т.е. образ жизни, способствующий сохранению и развитию здоровья отдельного человека и общества в целом. Факторы сохранения здоровья – это компоненты здорового образа жизни, как основа долголетия. Факторы риска – это факторы, способствующие возникновению заболеваний.

Здоровый образ жизни зависит от того: соблюдает ли человек факторы сохранения здоровья, исключает ли человек из своей жизни факторы риска и обладает ли человек:

1. Нравственным здоровьем – характеризующим духовность человека - систему ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.

2. Физическим здоровьем – уровень развития функциональных возможностей органов и систем организма.

3. Психическим здоровьем – состояние психики человека, его сознание, мышление, эмоции и воля.

Все это влияет на деятельность, благосостояние общества, ценностные ориентации поведения. На основе этого мы можем сделать вывод: мало исследований, которые изучают механизм формирования здорового образа жизни и ценностных ориентаций молодежи.

Ценностные ориентации молодежи определяют стиль жизни человека:

1. Здоровый – образ жизни, способствующий сохранению, укреплению и развитию здоровья отдельного человека и общества в целом.

2. Нездоровый - образ жизни, ведущий к разрушению здоровья.

Поэтому я решил изучить, как относятся к своему здоровью ученики нашей школы ,учителя.

Необходима активная работа по изменению отношения школьников и педагогов к собственному здоровью и здоровому образу жизни. Необходимо знать, иметь информацию об исходном уровне отношения к здоровью и ЗОЖ, что в дальнейшем позволит определить направления оздоровительной работы в классе, среди педагогов, в целом по школе.

                                                 Цели и задачи.                   

Цель: Выявить ценностные ориентации учеников, родителей, учителей.

Я поставил перед собой задачи:

  1. Выяснить степень значимости для учеников и учителей, родителей различных составляющих нашей жизни – жизненных ценностей.
  2. Выявить уровень отношения к здоровью и здоровому образу жизни учеников и учителей, родителей.
  3. Определить тенденции, динамику по классам.
  4. На основе данных представить целостную картину отношения к здоровью и ЗОЖ по школе для корректировки направлений работы по здоровьесбережению.
  • Данное исследование помогло создать банк данных об отношении учащихся и учителей к своему здоровью, что позволяет:
    а. Вести персональную коррекционную работу
    б. Анализировать возрастную динамику отношения школьников, выявлять «кризисные» периоды, что может служить базой для работы по здоровьесбережению.

Предполагаемый результат:

  1. При наличии отрицательной временной динамики это может оказаться эмоционально значимым фактором, побуждающим людей изменить своё поведение и образ жизни.
  2. Положительная динамика может стимулировать, активно сохранять своё здоровье и достичь в этом ещё больших успехов.

Здоровый образ жизни - это активное состояние. Здоровый образ жизни требует от человека волевых усилий и осмысления поступков, прогнозирования последствий, как для себя лично, так и для других людей, в том числе возможного потомства.

Последнее особенно важно, если задуматься о том, что от здоровья существующего поколения зависит здоровье последующего

Литературный обзор.

Влияние образа жизни на здоровье.

Наибольшее влияние на здоровье человека, как свидетельствуют исследования, оказывают условия внешней среды и образа жизни. Активный образ жизни, занятия спортом способствуют формированию нравственных качеств, бодрости духа, силы и выносливости, воспитанию здорового населения.

Физическая инертность, малоподвижный образ жизни ведут к расстройству обмена веществ, атеросклерозу сосудов, возникновению разных болезней. Физические упражнения являются своеобразными универсальными регуляторами всех жизненных функций организма, обеспечивают нормальное протекание всех жизненных процессов.  Для того, чтобы быть здоровым, надо не лечить самого себя, а принять меры предупреждения заболевания. При этом надо помнить, что здоровье - это не только отсутствие болезни. когда человек здоров, он наслаждается жизнью, у него хорошее ровное настроение, высокая работоспособность. Быстрая утомляемость, вялость, нарушение сна, свидетельствуют о том или ином неблагополучии в организме.

Здоровье- лучший дар молодости, и только в молодости оно даётся «даром». В зрелом возрасте, а тем более в пожилом и престарелом, здоровье надо заслужить, принимая меры к его сохранению. Хорошо известно высказывание И.П. Павлова: « Человек мог бы жить до 100 лет, если бы он своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом не сводил этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры.»

Нужны конкретные знания, большое желание и сила воли, чтобы остаться здоровым. Чтобы быть здоровыми люди должны отказаться от разрушителей здоровья.

Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от разрушителей здоровья:

  1. курение
  2. употребление алкоголя
  3. употребление наркотических веществ

Многочисленные исследования и клинические наблюдения показывают, что алкоголь отрицательно влияет на печень, мозг и другие органы. Так же алкоголь отрицательно влияет на деятельность сердечно- сосудистой системы, оказывая прямое токсическое воздействие на сердечную мышцу. Алкоголь крайне отрицательно влияет на ЦНС. Нарушается умственная и физическая работоспособность, уменьшается двигательная реакция, снижается сила и точность движения. Избыточное потребление алкоголя вызывает общественное недовольство, похмелье и снижение работоспособности в краткосрочной перспективе; в долгосрочной перспективе оно вызывает необратимое повреждение печени, потерю памяти и ухудшение функционирования психики, бессонницу, замедленные рефлексы с соответствующим возрастанием опасности несчастных случаев и ухудшение здравомыслия и эмоционального контроля. Хотя устойчивость к алкоголю у мужчин выше, чем у женщин, мужчины- алкоголики подвержены большему риску поражения печени. Развитие многих форм рака и нарушение иммунной системы. Алкоголизм – тяжелое заболевание, которое развивается в некоторых случаях много лет.

Борьба с повсеместной распространённой вредной привычкой- это борьба за хорошее здоровье, высокую работоспособность, долголетие. Курение- одна из вреднейших привычек. Исследованиями доказано, в чём заключается вред курения. В дыме табака содержится более 30 ядовитых веществ: никотин, углекислый газ, синильная кислота, аммиак, окись углерода, смолистые вещества, органические кислоты и др.

Одна- две пачки сигарет содержат смертельную дозу никотина. Курильщика спасает только то, что эта доза вводится в организм не сразу, а дробно. Если верить статистике, то курильщики составляют 96- 100% всех больных раком лёгких. Каждый седьмой долгое время курящий человек болеет облитерующим эндартериитом - тяжким недугом кровеносных сосудов. Никотин относится к нервным ядам. Никотин в малых дозах возбуждает нервные клетки, способствует учащению дыхания и сердцебиения, нарушает ритм сердечных сокращений, приводит к тошноте и рвоте. В больших дозах никотин тормозит, а затем парализует деятельность клеток ЦНС в том числе вегетативной. Расстройство нервной системы проявляется в понижении работоспособности, дрожании рук, ослаблении памяти.

Никотин пагубно воздействует и на железы внутренней секреции, в частности, на надпочечники, которые при этом выделяют в кровь адреналин. Он вызывает спазм сосудов, повышение артериального давления и учащение сердечных сокращений.

Особенно вредно курение для детей и подростков. Ещё не окрепшие нервная и кровеносная системы болезненно реагируют на табак. Рак у курящих людей возникает в 20 раз чаще, чем у некурящих. Чем дольше человек курит, тем больше у него шансов умереть от этого тяжёлого заболевания. Статистические исследования показывают, что у курящих людей часто встречаются раковые опухоли желудка, пищевода гортани, почек и др. У курящих нередко возникает рак нижней губы вследствие канцерогенного действия экстракта, скапливающегося в мундштуке трубки. Очень часто курение ведёт к развитию хронического бронхита, сопровождающегося постоянным кашлем и неприятным запахом изо рта. В результате хронического воспаления бронхи расширяются, образуются бронхоэкстазы с тяжёлыми последствиями- пневмосклерозом, эмфиземой лёгких, с так называемым лёгочным сердцем, которые ведут к недостаточности кровообращения. Это и определяет внешний вид заядлого курильщика: хриплый голос, одутловатое лицо, одышка.

Кроме того курящие подвергают опасности не только себя, но и окружающих людей.

Актуальность проблемы профилактики вредных привычек определяется изменением ситуации в нашей стране. Пропаганда ЗОЖ- достойная альтернатива распространению

пагубного образа жизни

Методика исследования.

Тест  «Индекс отношения к здоровью»

(С.Дерябо, В.Ясвин, кандитаты психологических наук, МГППИ).

Инструкция: Выразите степень значимости (важности) для вас различных составляющих вашей жизни (жизненных ценностей). Для этого выберите три наиболее важные и три наименее важные, с вашей точки зрения, ценности из предлагаемого списка:

 

 хорошие вещи, материальное благополучие

 

 общение с природой

 

 общение с друзьями и другими окружающими людьми

 

 любовь (семейная жизнь)

 

 здоровье, здоровый образ жизни

 

 труд (профессия, учеба, интересная работа)

 

 духовность (нравственность, саморазвитие).

 

 

 

 

 Наиболее важные для меня  

 

 

1.

 

2. 

3.

Наименее важные для меня

 

 1.

 

     2.

 

    3.

 

 

       Как подсчитывать результаты?

 

Первой ценности из трех, которые были названы в качестве наиболее важных, присваивается первый ранг, второй- второй, третьей- третий. Первой ценности из трех, которые были названы в качестве наименее важных, присваивается седьмой ранг, второй-шестой, третьей - пятый. Ценности, не вошедшей ни в первую, ни во вторую группу, присваивается четвертый ранг.

 

    Ранг, полученный такой ценностью, как «здоровье, здоровый образ жизни», является окончательным показателем. Если такая ценность получила у испытуемого первый или второй ранг, можно сделать вывод о том, что его отношение к здоровью является высоко доминантным (значимым); если третий, четвертый или пятый ранг-оно характеризуется средней доминантностью; если шестой или седьмой - ему свойственна низкая доминантность отношения к здоровью.     

Практическая часть: Проведение теста «Индекс отношения к здоровью и ЗОЖ»

Проведение теста «Индекс отношения к здоровью и ЗОЖ» может проводиться со школьниками начиная с подросткового возраста (7,8-9 кл). Такое возрастное ограничение обусловлено тем, что диагностические вопросы, используемые в тесте, требуют определённого уровня развития и жизненного опыта.

Такая диагностика отношения к здоровью может быть проведена и с педагогами и родителями. Авторы теста предполагают вначале выяснить значимость жизненных ценностей, и какое место среди них занимает здоровье, без объяснения истинной цели тестирования, поскольку иначе результаты окажутся завышенными. Авторы методики предполагают диагностировать отношение к здоровью и ЗОЖ по шкалам:

  1. Эмоциональной
  2. Познавательной
  3. Практической

Авторы дают обоснование для каждой шкалы, указывая значение высоких и низких баллов. Определив количество набранных баллов при тестировании нужно их соотнести с данными шкал и сделать вывод, на каком уровне находится диагностируемый человек или класс. Следующий этап: вывод, рекомендации, определёние направления коррекционной работы, это может сделать сам человек, если это учитель или старшеклассник, в иных случаях это разрабатывает классный руководитель, психолог.

Тест « Индекс отношения к здоровью» был проведён в начале года, первоначально для определения исходного уровня отношения к здоровью и здоровому образу жизни педагогов и учеников Алферовской школы.

В диагностировании участвовало:

Ученики 7,8,9классов –13человек.
Учителя –11 человек

Родители-8 человек


Всего- 32 человека.

Анализ сводных данных диагностирования учителей выявляет следующее.

Из 11 учителй только 2 имеют низкие баллы по шкале интенсивности, что говорит о невнимании к своему здоровью и 9учителей имеют высокие баллы, что говорит о том, что проблема здоровья для них важна. Анализ по трем школам дает представление на каком уровне выражается отношение к здоровью. Самые высокие показатели по практической шкале 9 учителей проявляют заботу о здоровье практически т.е. делают зарядку, положительно относятся к спорту, прогулкам на свежем воздухе, правильному питанию, активному отдыху. 6 учителей имеют высокие баллы по познавательной шкале, что говорит о желании больше узнать о своем здоровье через чтение книг, иную информацию. Вместе с тем 5 учителей имеют низкие баллы- это говорит о недооценке роли знаний в сохранении своего здоровья. Более подробное толкование можно сделать используя приложения с подробной аннотацией, что дает понимание в каком направлении нужно вести оздоровительную работу.

УЧИТЕЛЯ

Наиболее значимые
1 место – здоровье
2 место – общение
3 место – труд, работа

УЧЕНИКИ

7–е класс:
Наиболее значимые:
1 место – общение
2 место – здоровье
3 место – хорошие вещи
Наименеее значимые ценности:
1 место – общение с природой
2 место – труд
3 место – любовь

8класс:
Наиболее значимые:
1 место – общение с друзьями
2 место – любовь, труд
3 место – здоровье
Наименеее значимые ценности:
1 место – общение с природой
2 место – материальное благополучие
3 место – духовность

9класс:
Наиболее значимые:
1 место – общение с друзьями
2 место – материальное благополучие
3 место – здоровье
Наименеее значимые ценности:
1 место – общение
2 место – духовность
3 место – труд

Обобщение полученных данных позволяет определить направление оздоровительной работы с каждой возрастной группой учеников, учесть при планировании воспитательные работы в классе.

Анализ:

Из 13 учеников теста, высокие баллы распределились так:

1 место -8 уч. (практическая шкала)
2 место –2уч. (познавательная шкала)
3 место –3 уч. (эмоциональная шкала)

56% учеников занимаются физическими упражнениями, спортом в школьной секци, гуляют на свежем воздухе, оздоравливаются в летнее время. Такой образ жизни у них сложился под влиянием сложившихся обстоятельств.

21% учеников строят свое отношение к ЗОЖ на уровне эмоций, разговоров, понимают, что нужно, но ничего не предпринимают.

14% учеников хотят больше знать через уроки, литературу, беседы, о путях сохранения здоровья и ЗОЖ.

Заключение.

 исследования показывают, что учащиеся нашей школы имеют ограниченные стереотипные представления о ЗОЖ. У них не сформированы глубинные установки, побуждающие к осознанию важности ЗОЖ для эффективности жизнедеятельности.

Вести ЗОЖ на сознательном уровне осознаются практически всеми. Но за этим пониманием редко стоят реальные действия. Я считаю, что этим можно объяснить:

  1. ) нежелание менять устоявшиеся привычки;
  2. ) поведение, образ жизни;

Побуждают человека к изменению образа жизни, принятию ответственности за свое здоровье, чаще примеры экстремального характера(жизненный кризис, болезни, и т.д.)

Также это говорит, что рядом мало людей, являющихся примером для подражания, ведущих ЗОЖ, т.е. эта проблема существует и не решена среди взрослых людей. У них имеется определенный уровень знаний о сохранении здоровья, но на практике они эти знания не используют.

Такая картина настраивает на целенаправленную работу по воспитанию реальных представлений о ЗОЖ:

  1. ) вовлечение в спортивные секции;
  2. ) беседа с родителями;
  3. ) встречи с медработниками, спортсменами;
  4. ) активные формы общения с детьми;
  5. ) дополнительные часы физкультуры.

При планировании воспитательной работы, учитывать данные теста, рекомендовать ежегодное проведение тестов в классах, что дает возможность отслеживать изменение во взглядах учеников проблемы ЗОЖ. Данные исследования были доложены на родительском собрании, на педсовете.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Дубровский В.И. «Здоровый образ жизни»
  2. Запорожченко В.Г. «Образ жизни и вредные привычки».
  3. Касмынина Т.В. «Влияние алкоголя на организм подростка»

Малая советская энциклопедия . Том 1

 

© annaviath

Конструктор сайтов - uCoz