Сайт учителя географии высшей квалификационной категории Иванниковой Анны Вячеславовны.МКОУ "Алферовская основная общеобразовательная школа "с. Алферовка Новохоперского района Воронежской области |
|
|
Информационно-коммуникативные технологии на уроках географии и во внеклассной работе. А.В.Иванникова. МОУ Алферовская ООШ, с. Алферовка, Воронежская обл. В данной статье рассматривается теория и практика формирования информационно-коммуникативных умений учащихся. «Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни»- отмечено в документе - национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [2]. Все эти качества с успехом вырабатываем мы – я и мои ученики в процессе проектно-исследовательской деятельности, овладевая информационно-коммуникативными навыками. На современном этапе развития в нашей стране особое внимание уделено идее перехода к информационному обществу, что обуславливает создание условий для доступа к источникам информации, развитие способностей, связанных с ее поиском, обработкой, восприятием, пониманием и использованием, формированием информационной компетентности. «Достижение качества образования, формирование предметных и ключевых компетентностей во многом зависит от использования проектных, исследовательских, игровых технологий; создания ситуации успеха, сотрудничества, самообразования. Неотъемлемой составляющей этих технологий являются информационно-коммуникационные технологии». Незаменимым становится применение ИКТ для обобщения, построения логических связей, систематизации знаний. Кроме того, применение компьютера дает возможность организации оперативного контроля усвоения темы, осуществление персонифицированного сопровождения ученика. [3] Цели и задачи.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы задачи – через обозначение того, что ребенок должен приобрести в образовательном процессе:
При этом передо мной как перед учителем встали новые задачи:
Содержание и организация образовательного процесса. Информационно-коммуникативные умения приобретаются как на уроке, так и во внеклассной работе. Формируются предметные и метапредметные навыки. [1]
Огромную роль я отвожу подготовительной работе. Во время подготовки проекта или исследования я использую, в том числе памятки.
Памятка для учащихся Поиск информации: 1. Прежде чем начать поиск в сети, надо определить, по какой теме необходимо начать искать информацию, записать ее на листок бумаги и положить его перед собой, это поможет «не сбиться с курса». 2. Необходимо продумать, сколько времени потребуется для одного сеанса связи и попытаться удерживаться в рамках определенного времени. В этом поможет будильник или таймер. 3. Для того чтобы найти требуемую информацию на различных сайтах необходимо: - подобрать ключевые слова и сочетания слов, наиболее подходящих к искомой теме, - составить список используемых поисковых систем и каталогов, - составить ориентировочный список сайтов информации по определенной вами теме, - подобрать информацию по данной теме, - предложить темы и названия телепередач, статей, видео- или аудио продукции, которые могут дополнить найденный материал по теме. 4. В процессе работы обязательно будут встречаться интересные ссылки, но, совсем не относящиеся к делу. Надо постараться игнорировать их. 5. Лучше изучать интересующий документ целиком, затем ближайшие ссылки по заданной теме. Если все время уходить от стартового документа, то можно быстро заблудиться в сети. Приемы обучения 1. Первичная оценка информации по внешним признакам. Рассмотрите различные психологические воздействия с помощью сочетаний цвета, формулировок и т.д. 2. Обратите внимание на то, что, не вся информация направлена на рекламу и продажу тех или иных продуктов. Также часть информации может быть заведомо ложной, негативной, доверять в сети можно не всем. Для того чтобы избежать манипулированием сознанием, необходимо критически оценивать смысл информационных сообщений. 3. Для того чтобы самостоятельно сформулировать то, что хотел преподнести нам автор конкретного сайта, подберите дополнительную информацию из трех источников для иллюстрирования материала, представленного на нем. 4. Для того чтобы использовать информацию с конкретного сайта, продумайте, вся ли информация, представленная на нем может быть использована для цитирования, реферирования. Опишите в общих чертах смысл данных информационных сообщений. 5. Для того чтобы научиться систематизировать предложенную информацию по заданным признакам, вспомните, какие сайты вы посещали на этой неделе? Назовите три самых лучших . Выбор обоснуйте. 6. Для того, чтобы дать сравнительную характеристику одной и той же информации, по интересующей вас теме, но представленной на разных сайтах, используйте для анализа данной темы учебники, книги для чтения, художественные произведения. 7. После ознакомления с информацией ответьте на следующие вопросы: - раскройте смысл нижеследующего высказывания, - согласны ли вы с данными там утверждениями? Какие факты подтверждают или опровергают их? - дайте ответ, наиболее точно соответствующий вашим собственным позициям по отношению к данной информации. Обоснуйте свой выбор. - изложите ход ваших рассуждений. Примеры приемов и заданий 1. При разработке презентаций первым делом решите для себя, что вы хотите сказать своей страницей, выработайте ее концепцию, структуру, содержание. Затем приступайте к выбору дизайнерского решения. 2. Для создания странички необходимо длительное время собирать и систематизировать информацию, составлять комментарии и задания. Попробуйте проиллюстрировать найденную вами информацию рисунками, схемами. 3. Для того чтобы представленная в сети информация имела высокий уровень, необходимо научиться трансформировать информацию, видоизменять ее объем, форму, знаковую систему. В качестве приемов обучения можно предложить подросткам изложить предложенную информацию в форме послания в будущее, в прошлое, в жанре публикации в «Аргументы и факты», изменить информацию таким образом, чтобы она стала доступной малышу. 4. Необходимо уметь аргументировать свои высказывания после прочтения информации. 5. Приемы по обучению работе с информационными сообщениями, включающие обучение умениям находить и исправлять ошибки, составлять план информационного сообщения, предлагать форму его изложения адекватную содержанию, следующие. После ознакомления с полученной информацией проделайте следующие действия: - внимательно посмотрите, содержит ли она какие либо ошибки? - внесите предложения по их исправлению. - составьте рецензию полученного информационного сообщения. - составьте анонс информационного сообщения. - составьте план, по которому можно воспроизвести его главную мысль и сюжет. На стадии планирования работы необходимо ознакомить учащихся с критерия ми оценки проекта или исследования. Критерии оценки Индивидуальная карта рейтинговой оценки проекта учащегося.
Оценочная таблица может содержать следующие три колонки: Как была организована работа в группе? Что вам особенно удалось? Белые пятна Трансфертная таблица «ИТОГ»
Можно предложить более сложный рейтинговый подход, где выделены и оцениваются 10 критериев на 4 уровнях (0, 5, 10, 20 баллов). Сложность заключается не в оценке, а в повышенных критериях, приближающихся к вузовским. Сама оценка складывается из суммы среднеарифметической величины коллективной оценке, самооценки и оценки преподавателя (естественно, для получения средней величины сумма делится на три). Выделяют 5 критериев защиты проекта, и каждый из них оценивается отдельно. Правда, при таком подходе исключена оценка собственно деятельности учащегося в процессе проектирования. Оформление и выполнение проекта: 1. Актуальность темы и предлагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы. 2. Объём и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность и значимость работы. 3. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений. 4. Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии, цитируемость. 5. Качество записи: Оформление, соответствие, рубрицирование и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков; качество и полнота рецензий. Защита: 1. Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность, объём тезауруса, убедительность и убежденность. 2. Объём и глубина знаний но теме (или предмету), эрудиция, межпредметные связи. 3. Педагогическая ориентация: культура речи, использование наглядных средств, манера, чувство времени, импровизационное начало, удержание внимания аудитории. 4. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убежденность, дружелюбность, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы. 5. Деловые и волевые качества докладчика: ответственное решение, стремление к достижению высоких результатов, доброжелательность, контактность. Суммарная оценка работы и защиты: отлично - 155-200 баллов хорошо - 100-154 балла удовлетворительно - менее 100 баллов. Теперь преподавателю следует лишь подготовить упрощенную экспертную таблицу, обозначить номерами от 1 до 10.
Литература. 1. Баранова Н.С. Формирование информационно-коммуникативных умений как цель современного образования // Петербургские педагоги в ПНПО – СПб: АППО,2007 2. Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» 3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000 4. Роберт И.В.Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – Школа – Пресс, 2007. 5. Трайнев В.А. Информационные коммуникативные педагогические технологии/В.А.Трайнев. - М.: Дашков и К. - 2007. - С.43
Иванникова Анна Вячеславовна учитель географии высшей категории Муниципального общеобразовательного учреждения Алферовская основная общеобразовательная школа с.Алферовка Новохоперского района Воронежской области.
|
© annaviath |