Сайт учителя географии высшей квалификационной категории Иванниковой Анны Вячеславовны.

МКОУ "Алферовская основная общеобразовательная школа "

с. Алферовка Новохоперского района Воронежской области

Эссе

 

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕСТНОЙ ВЛАСТИ И

МЕСТНОГО СООБЩЕСТВА  -  ОДНА

ИЗ  ФОРМ  РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ  СЕЛЬСКИХ  ЖИТЕЛЕЙ».

 

План эссе.

1.Введение.

2. Характеристика населенного пункта.

3. Проблемы села.

4. Роль местного самоуправления.

5. Социологический опрос.

6. Взаимодействие -  ключ к успеху и благосостоянию села.

7. Вопросы, решаемые местным сообществом.

8. Формы практической деятельности местного сообщества.

9. Заключение.

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕСТНОЙ ВЛАСТИ И

МЕСТНОГО СООБЩЕСТВА  -  ОДНА

ИЗ  ФОРМ  РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ  СЕЛЬСКИХ  ЖИТЕЛЕЙ.

          Прошло более пяти лет со времени принятия ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Сегодня уже можно оценить практику его реализации, достоинства и недостатки сложившейся модели местного самоуправления, понять перспективы развития муниципальной системы,  выработать пакет мер по ее совершенствованию. Наша область, в числе немногих, стала своеобразным испытательным полигоном, поскольку данный закон действует на территории региона в полном объеме с 1 января 2006 года без переходного периода. За это время, по выражению губернатора Алексея Гордеева, «набито немало синяков и шишек, но зато приобретен важный и полезный опыт».

               Я живу в небольшом селе Алферовка Новохоперского района. Село находится на окраине Хоперского заповедника, на живописном берегу  реки Хопер.   

Территория Алферовского сельсовета расположена в восточной части Новохоперского района Воронежской области. Общая площадь составляет 10,69 тыс. га, из них пашни – 4,5 тыс. га.

    В состав сельсовета входит 2 населенных пункта - село Алферовка, в котором проживает 670 человек. Число личных подворий составляет 264. Поселок Калиново- 20 человек проживает, 8 домовладений.

    На территории Алферовского сельсовета находятся:

    1. Арендаторы специализирующиеся на обработке земли, занимающиеся  растениеводством:

Новохоперский «Агроинвест»-2200 га;

КФХ «Луч»-375 га;

КФХ «Искра»-215 га,

КФХ «Худов»-560 га.

    2.ООО «ЖКиБО» Новохоперского района  обеспечивает население водой.

    3. ФАП Алферовского сельсовета оказывает медицинские услуги населению села. ФАП  неоднократно занимал призовые места на смотрах ФАП района

    4. МОУ Алферовская основная общеобразовательная школа под руководством Стадниковой Нталии Ивановны осуществляет обучение 48 детей. В  школе работает 10 учителей, 3 человека технического персонала. Здесь имеется 6 предметных кабинетов, в том числе кабинет информатики,  актовый зал, библиотека, спортзал. На базе школы работает научное общество учащихся по экологии и краеведению под руководством учителя высшей категории, а также 4 кружка, две спортивные секции, которые посещают 50 учащихся.

    5. Дом культуры организует досуг населения села . В его штат входит 2 человека. Здесь работает 7 кружков (большая часть на общественных началах), фольклорный ансамбль. Руководит Домом культуры Аркатов Юрий Григорьевич.

    7. Сельская библиотека функционирует под руководством Иванниковой А.В..

    9. Молодежный театр «Не скучай» работает под руководством местной активистки Федоровой Ирины Николаевны.

    11. Магазины: 3 частных, в том числе два на дому.

    На территории Алферовского поселения также находятся:

     Мемориал погибшим в ВОВ .

Привожу далеко неполный перечень проблем села: пропаганда здорового образа жизни и борьба с алкоголизмом; улучшение экологической ситуации, благоустройство, озеленение, ликвидация свалок и утилизация мусора; оказание помощи социально незащищенным слоям населения , освещение улиц, ремонт дорог, обновление книжного фонда и т.д. До многого не доходят руки, мешает ограниченность в средствах.

       Для целей МСУ самое лучшее местное сообщество - это сообщество налогоплательщиков. Не важно, проживающих на данной территории или нет, не важно, организованных или нет, но исправно платящих налоги в местный бюджет, имеющих свою собственность, заинтересованных в эффективном развитии своей территории, отслеживающих, куда и как расходуются их деньги. К сожалению, в России такого сообщества пока нет. Отсюда нехватка средств.

        Изучая причинно-следственные связи в области развития экономики и территорий, социологи пришли к выводу о наличии двух взаимосвязанных цепочек развития:

1. Демократизации государственного управления → развитие местного самоуправления → укрепление экономической базы сельских поселений → рост созидательной активности селян → формирование гражданского общества → развитие сельских территорий.

2. Демократизации государственного управления → формирование многоукладной экономики на селе → формирование приемлемых условий хозяйствования → развитие экономики → развитие сельских территорий.

       В связи с отмеченным возникает вопрос: «Почему так важна роль местного самоуправления»?

Я убежден, что администрация Алферовского поселения является промежуточным, но очень важным звеном между населением и районной, областной властью. Эта цепочка отношений позволяет всем «звеньям» выступать партнерами в прогрессивном развитии территории.

    Задача администрации - достичь минимального промежутка времени между постановкой вопроса и его решением. В этой связи Глава администрации обязан взять на себя личную ответственность по контролю за ситуацией,  планированию работы как на перспективу, так и на ближайшее время.

    Изменения, произошедшие за последние годы в общественной жизни, образовали определенный вакуум в формировании общественного сознания. Именно эту пустоту необходимо заполнить, решая не только административно-хозяйственные вопросы, но и проблемы воспитания и формирования личности в рамках сложившихся общественных отношений.

Моя точка зрения ясна, но что думают односельчане?

. В качестве инструмента для такого исследования использовалась анкета вопросов к жителям села об их отношении к своему поселению: что наиболее привлекательно и ценно в жизни каждого жителя сегодня и сейчас. Важно было выяснить, какие государственные и/или региональные программы действуют на селе, насколько жители активны и заинтересованы в развитии своего сообщества, есть ли опыт привлечения местного или регионального бизнеса для развития села и/или поддержки частных

инициатив граждан, существуют ли некоммерческие организации и насколько развито взаимодействие между представителями власти, бизнеса и граждан. Жителям задавались следующие вопросы:

какие проблемы наиболее актуальны и требуют решения для улучшения жизни людей,

кто и насколько помогает решать проблемы граждан и насколько население готово оказывать поддержку своим соседям,

есть ли объединения граждан и общественные организации, насколько вовлечены жители в их деятельность.

Прежде всего, в целом у сельского населения существует негативная оценка экономического состояния сельских районов, вызванная переходом на рыночные отношения, люди оказались не готовы к таким переменам. Из ответов на вопросы анкеты видно, что основные проблемы население связывает с разрушением прошлой системы, приведшим к безработице. Поэтому одну из основных проблем жители связывают с возможностями создания рабочих мест и, как следствие, с развитием малого бизнеса в том числе и в сфере туризма и отдыха. Такую

оценку дают 30% участников. Про введение 131 закона с 1 января 2006 мало кто знает и мало кто задумывается о механизмах его реализации и последствиях. Такие

основные вопросы, как формирование собственного бюджета и налоговой базы,

практически не затрагиваются .

Граждан в той или иной степени волнуют вопросы благоустройства села, занятости и организации досуга молодежи, проблемы школьного образования и отсутствия детского сада.

При этом от 80 до 100 процентов селян объединяет чувство ответственности за свое село и включенность в решение местных проблем и помощь другим людям. Попросить местную адмнистрацию о помощи при решении каких-либо вопросов считает целесообразным менее половины опрошенных

 На свои силы предпочитают рассчитывать 80%

Были сформулированы задачи и вопросы к проекту по развитию такого

ресурса, как активность и включенность граждан в решение проблем своего

сообщества. При этом учитывались как предложения граждан, так и представителей администраций:

развитие НКО,

развитие социального блока, повышение гражданской ответственности,

программа развития лидерства, как реализовать себя,

объединение ресурсов власть – бизнес – сообщество,

социальные технологии: обучение граждан, реализация социальных

проектов,

для глав муниципалитетов нужны семинары по социальному партнерству.

Кроме оценки потенциала гражданского участия и активности населения в

решении социальных проблем, необходимо было определиться с возможностью создания фонда местного сообщества как новой организации.

Интересно то, что  односельчане сами выдвинули идею о создании фонда местного самоуправления.

Необходимо отметить, заинтересованность в процветании родного села присутствует как со стороны администрации местного самоуправления, так и со стороны местного сообщества. Значит необходимо искать точки взаимодействия.

   Взаимодействовать - это значит создавать социальную стабильность родного села. Без команды единомышленников очень трудно что-либо сделать. Поэтому не случайно большое значение приобретают сходы, собрания, которые должны проводится согласно плану администрации. На сходах  жители имеют возможность анализировать ту или иную ситуацию и потом уже совместно принимать правильное решение. Нередко именно там единомышленники могут стать ответственными за какую-либо сферу деятельности.

    На сходах, собраниях должны  всегда присутствовать руководители всех служб. Администрация, как правило, берет на себя основную нагрузку при выполнении конкретных дел (например, при строительстве колодца железобетонные кольца приобретаем администрация, а работу по монтажу оплачивает местное сообщество).

    Отчеты о проделанной работе необходимо проводить на сходах с присутствием представителей районных служб 1 раз в квартал. Кроме того, регулярно встречаться с рабочими в трудовых коллективах, с родителями учащихся на школьных родительских собраниях.

 

Круг возможных вопросов, решаемых местным сообществом, его цели и задачи:

- организация базы отдыха;

- общественность координирует деятельность общественных организаций и направляет работу каждого члена ;

- проводит анализ социальной обстановки в селе и прогнозирует развитие общественной жизни села;

- участвует в разработке и реализации проектов и программ, направленных на социальную защиту населения, благоустройство села, организации досуга различных слоев населения, проведение природоохранных мероприятий;

- оказывает гражданам психолого-педагогические и юридические консультации;

- оказание мер морального и по возможности материального поощрения граждан, наиболее активно участвующих в благоустройстве села, общественной жизни, художественной самодеятельности, в выполнении губернаторских программ;

- принятие мер общественного воздействия к гражданам, ведущим аморальный образ жизни, не занимающимся воспитанием детей, нарушающим общественный порядок.

Практические формы деятельности могут быть самыми разнообразными. Раскрою часть из них:

- организация и проведение спортивных мероприятий,

-  оказание благотворительной помощи в виде приобретения учебных пособий,  учебников, школьного оборудования, стройматериалов, спортивного инвентаря для учреждений  образования, культуры, спорта;

- организация сбора книг для библиотеки,

- издание газеты,

- систематизация краеведческого материала,

- проведение выставок умельцев,

- передача краеведческому музею исторических первоисточников,

- и т.д.

В заключении мне хочется сослаться на слова губернатора Алексея Гордеева

- Считаю, что настало время всем выполнять одну задачу: сделать органы местного самоуправления по-настоящему ключевым звеном в системе власти. – Это не только приблизит власть к народу, но и мотивирует людей на то, чтобы многие задачи местного характера решались, как это было всегда на Руси, сообща. Население должно стать соучастником наведения порядка там, где оно проживает. Развитие эффективной системы местного самоуправления предполагает и вовлечение широкого круга граждан в контроль за действиями чиновников разных уровней. Это своего рода восстановление «народного контроля», который действовал в годы Советской власти и был вполне эффективен.

Заканчивая свое сочинение, хочу отметить, что развитие местного самоуправления без активного участия в нем населения невозможно, поэтому считаю, слова нашего губернатора не только правильными, но и своевременными, надо чаще советоваться с населением при принятии тех или иных решений и шире информировать население о работе, проводимой органами местного самоуправления. Кто как не мы сами можем создать истинно социальное государство (как записано в Конституции РФ), где обеспечена достойная жизнь и свободное развитие человека.

 

 

 

Список использованной литературы.

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. – М.: Норма, 2004.

 

2. Федеральный закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. с изменениями и дополнениями на 13.12.2005 г. // www.garant.ru

 

3. Устав (основной закон) Алферовского сельского поселения Новохоперского муниципального района Воронежской области 2004 г. Дополнения и изменения 2009 год.

4. Паспорт Муниципального образования Алферовское сельское поселение Новохоперского муниципального района Воронежской области. 2009 год

5.  Агибалов Ю.В. Местное самоуправление: экономико-организационные и правовые основы: Учебное пособие Воронеж, 2006 г.

6. Организация местного самоуправления в мунициальных образованиях Воронеж 2005 г под общей редакцией Мельниковой Р.И.

7. Материалы районной газеты «Вести».

8. Материалы районной газеты «Коммуна»

 

© annaviath

Конструктор сайтов - uCoz