Сайт учителя географии высшей квалификационной категории Иванниковой Анны Вячеславовны.

МКОУ "Алферовская основная общеобразовательная школа "

с. Алферовка Новохоперского района Воронежской области

«Формирование исследовательской компетентности на уроках географии как основа формирования творческих способностей учащихся ».

    «Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни»- отмечено в документе - национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА». Все эти качества с успехом вырабатываем мы – я и мои ученики в процессе исследовательской деятельности.

     Цель моей работы - раскрытие творческих способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

   Исследовательская компетенция – это совокупность знаний в определенной области, наличие исследовательских умений, наличие способности применять эти знания и умения в конкретной деятельности.

Поэтому я решаю следующие задачи:

1.Научить учащихся видеть и решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез;

2. Научить учащихся ставить цель и планировать деятельность;

3. Научить учащихся осуществлять сбор и анализ необходимой информации;

4. Научить учащихся выбирать наиболее оптимальные методы, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования.

      В работе по формированию исследовательской компетентности учащихся я пользуюсь  работой Феськовой Е. В. «Составляющие элементы исследовательской компетентности».

   Хочу отметить, что четыре основных компонента исследовательской компетенции: мотивационно-личностный, интеллектуально-творческий, когнитивный и действенно-операционный, находятся в тесном взаимодействии и взаимосвязи с такими компетенциями, как социально-трудовая, компетенция личностного самосовершенствования, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная компетенции и компетенция личностного самосовершенствования.

    Мотивационный компонент определяет содержание формируемых ценностно-смысловой, социально-трудовой и компетенции личностного самосовершенствования.

    Интеллектуально-творческий компонент формирует аспекты учебно-познавательной компетенции.

      Когнитивный компонент определяют содержание общекультурной, учебно-познавательной и информационной компетенций.

    На базе действенно-операционного  компонента формируются учебно-познавательная и коммуникативная компетенции.

   На первом этапе самостоятельные мини-исследования, организованные на уроках географии на основе краеведческого компонента, используются как одна из форм контроля знаний учащихся, формирования умения использовать общие принципы научного мышления. Это особенно актуально в условиях развивающейся специализации областей знаний и расширения технических и экспериментальных возможностей при моделировании общих подходов к решению творческих и познавательных задач. Для освоения навыков исследовательской работы на уроках географии основная нагрузка ложится практикумы, которые являются сочетанием экспериментальной задачи, расчетной части и теоретической работы в виде формирования научной гипотезы и выводов, и отражает основные этапы научно-исследовательской деятельности. Приобретенные навыки экспериментальной работы и освоение принципов исследовательской деятельности находят свое дальнейшее развитие в разработке проектов в области географии, экологии. Обучая учащихся синтезу, анализу, аналогии, знакомя их с основными методологическими принципами такого рода деятельности (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, анализ литературных и экспериментальных данных, теоретическое обоснование, выводы по достигнутым результатам), преподаватель подготавливает ученика к осознанию необходимости самостоятельной исследовательской работы как наиболее полной формы реализации их творческого потенциала, самораскрытия и самореализации личности.

   Второй этап работы выходит за рамки урока. На факультативных занятиях учащиеся знакомятся с предлагаемым перечнем тем, вносят коррективы, предлагают свои формулировки или очерчивают круг проблем, которые вызывают интерес. Разработаны основные критерии отбора тем для исследования: теоретическая и практическая значимость темы; соответствие познавательным возможностям учащихся; дискуссионный, проблемный характер материала; доступность материала, на базе которого организовано исследование.

  После обсуждения тем каждый ученик получает конкретное задание, если у учащихся возникает желание, они объединяются в группы или пары. Исследуя одну и ту же проблему, учащиеся не дублируют друг друга (каждый выполняет свою часть работы), но являются прекрасными рецензентами, владеющими полной информацией по теме.

   В ходе работы с литературой составляется программа исследования, происходит регулярное обсуждение этапов работы, научный руководитель проводит консультации по возникающим вопросам, согласно следующим принципам: способы устранения проблемной ситуации; пути поиска новой информации; нахождение причин, затрудняющих реализацию замысла; варианты воплощения замыслов.

  После проведения исследования учащиеся переходят к подготовке представления своей работы. Большое внимание уделяется оформлению работы и технологии ее презентации. Завершающим этапом в разработке проекта или осуществлении исследовательской работы учащихся является публичная защита результатов своей деятельности в виде доклада на уроке или во время проведения недели географии.

В презентацию результатов проектной деятельности целесообразно включать не только демонстрацию продукта, но и рассказ о самой деятельности. С этой целью заранее даются вопросы. Источники информации (как были использованы, полученные в школе знания; житейский опыт; какая новая информация и откуда поступила, как рассматривалась)? Как проходила работа над исследованием? Какие возникали идеи, как они обсуждались, какие из них были отвергнуты, а какие приняты и почему? Какие были трудности в ходе работы и как они преодолевались? Самоанализа работы даёт возможность экспертам (учителю и одноклассникам) получить представление о том, как и что было сделано во время работы над исследованием, определить роль и вклад каждого участника в общее дело – «продукт» проекта или исследования. При таком подходе увеличивается объективность оценки.

  Важным моментом, как для самого ученика, так и для учителя является рефлексия ребёнка. На уроке – презентации результатов на организацию такой рефлексии времени недостаточно, поэтому она может быть проведена в письменной форме дома или на начало следующего урока.

  При составлении вопросов рефлексии необходимо учитывать те проблемы, с которыми учащиеся столкнулись при выполнении проекта. Исследования и проекты, реализованные мной на уроках географии в 6, 8, 9 классах, являются урочно-внеурочными, то есть часть работы было проделано на уроке (на начало - погружение в проект, а в конце - презентация полученных результатов), а остальное, что трудно оценить по затратности времени, усилий, материалов и пр., учащиеся делали вне урока. При оказании учителем консультативной помощи в ходе выполнения работы и обозначаются проблемы, возникновение которых поможет выявить рефлекс.

 Пример вопросов рефлексии

1. Что мне лично дало выполнение исследования, проекта?

2. Что у меня не удалось по личной вине, в чём это заключалось (непонимание, неумение, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т. п.)?

3. Что у меня не удалось по объективной причине, в чём это заключалось и как следует избежать неудач в будущем?

4. Если всё прошло успешно, то в чём залог этого успеха?

  Такая форма работы позволяет пройти апробацию исследований, поднимает их на более качественный уровень. Общественное признание позволяет поверить в свои силы, сформировать умение показать незнакомой аудитории свои возможности и достижения, что становится важным и при выборе дальнейшего жизненного пути.

   В настоящее время необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе.

      «Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении»- гласит национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА».

        Формирование исследовательской компетентности и применение ИКТ  дает учителю возможность формировать творческие способности учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками учебного процесса не только на этапе проведения учебного занятия, но и при подготовке, ученики самостоятельно мыслят, рассуждают, умеют учиться, самостоятельно добывают необходимую информацию. Динамика качества знаний по предмету положительная. Познавательный интерес на уроках высокий, это доказывает то, что многие дети участвуют в  научных конференциях, готовят презентации, участвуют в разработках проектных уроков. Именно такие показатели побуждают и стимулируют обучаемых. Развитие исследовательской компетенции находит своё отражение и в Федеральном компоненте государственного стандарта основного образования. Занятия исследовательского характера соответствуют целям опережающего развития, так как обеспечивается изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем.

Литература.

1. Алейникова И. Интеллект будущего / И. Алейникова // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2007. - № 1. - С. 25-27.

2. Гликман И.З. Подготовка к творчеству: учебное исследование / И. З. Гликман // Школьные технологии. - 2006. - № 3. - С. 91-95.

3.Зачесова Е.В. Представление результатов исследований школьников / Е. В. Зачесова // Школьные технологии. - 2006. - № 4. - С. 115-122.

 4.Кленова И. Наука становится ближе: опыт организации исследовательской деятельности учеников / И. Кленова // Учитель. - 2006. - № 5. - С. 23-24.

5.Кудрова И.А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода / И. А. Кудрова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - № 5. - С. 14-21.

6.Мухина В.С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности / В. С. Мухина // Школьные технологии. - 2006. - № 2. - С. 19-31.

7.Поздняк С.Н. Исследовательская деятельность школьников и метод проектов / С. Н. Поздняк // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - № 3. - С. 52-56.

8.Павловская Т.В. Исследовательская работа на уроках географии / Т. В. Павловская // География в школе. - 2005. - N 5. - С. 64-67.

9.Феськова, Е.В. Становление исследовательской компетентности учащихся в дополнительном образовании и профильном обучении Текст.: автореф. дис... канд. пед. наук / Е.В. Феськова. - Красноярск: ГПП КК «Сибирь», 2005. - 22 с.

10.Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты Электронный ресурс./А.В.Хуторской.-Интернет-журнал"Эйдос". - (http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm).

Иванникова Анна Вячеславовна - учитель географии  высшей категории  МОУ Алферовской ООШ с. Алферовка Новохоперского района Воронежской области.

Адрес: 397415 Воронежская область, Новохоперский район, с. Алферовка  ул.Центральная д.130. Дом

Дом.тел. 8(47353)41166

Раб. 8(47353)41154

 

© annaviath

Конструктор сайтов - uCoz