Сайт учителя географии высшей квалификационной категории Иванниковой Анны Вячеславовны.

МКОУ "Алферовская основная общеобразовательная школа "

с. Алферовка Новохоперского района Воронежской области

Обратная связь

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

Современные тенденции и проблемы семейного воспитания.

Иванникова Анна Вячеславовна, учитель высшей категории

 МОУ Алферовской ООШ.

Воспитание детей - конституционная обязанность родителей. Они призваны: всемерно укреплять авторитет школы и учителя, воспитывать детей в духе уважения и любви к труду, подготавливать их к общественно полезной деятельности, приучать к дисциплине, заботиться об их физическом развитии и укреплении здоровья, стимулировать их к учению и осознанному выбору профессии.

В существующих социально-экономических условиях семья переживает кризис, выражающийся в резком снижении её основных функций, в том числе воспитательной. Следствием этого cтало снижение уровня нравственного поведения, изменение мотивов деятельности подрастающего поколения. В последнее время с семьей происходят радикальные изменения, отражающие обще цивилизационные тенденции и преобразования в российском обществе. Исследователи говорят о формировании нового типа направленности личности. Этот тип характеризуется ориентацией на такие ценности, как материальная обеспеченность, предприимчивость, собственность, независимость, личный успех (Н.М. Лебедева, М.С. Яницкий и др.). Так же исследователи говорят о «введении» в современную семью принципа автономии личности (О.М. Здравомыслова), о том, что супруги всё более стремятся к самоактуализации, саморазвитию, самосовершенствованию за пределами семьи (Н.Г. Марковская), что, по мнению ряда учёных, создаёт угрозу дестабилизации семьи, приводит к росту числа неблагополучных семей. [4, стр.20]

С другой стороны, общество ставит перед людьми среднего возраста (какими являются родители детей-подростков) задачи личностного развития, самоактуализации, профессионального и карьерного роста, установления связей вне семьи, поэтому «отстранение» родителей от ребенка в этом возрасте, как отмечают В.С. Собкин и Е.М. Марич, - закономерное явление. [1, стр.42]

Подобные изменения в системе ценностно-смысловых ориентаций родителей детей влияют на функционирование семьи, и в первую очередь - на воспитательную функцию. В подростковом возрасте ребенок стремится к автономии, но в то же время нуждается в родителях, их помощи и эмоциональной поддержке. Нарушения же семейного воспитания, фрустрирующие данные потребности ребенка, в этом возрасте напрямую связаны с негативными последствиями для эмоционального состояния ребенка, для его психического и личностного развития (Д. Баумринд, А.И. Захаров, О.А. Карабанова, А.Е. Личко и др.). [1, стр.48]

И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. [3, стр. 200]

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка.

Вследствие неумения многих семей приспособиться к новым условиям разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада, усиливается конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми. [2, стр.198]

Усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка.

Именно родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Ещё   Ж.Жак Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребёнка меньшее влияние, чем предыдущий. Родители являются теми предыдущими по отношению ко всем остальным: воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям – предметникам, которым самой природой отдано преимущество.

Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка и методами семейного воспитания, порой осуществляют его вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, "авторитетом" становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к "выходу" ребенка из-под влияния семьи

Снижается уровень педагогической культуры родителей; уменьшается влияние родителей при подготовке юношей и девушек к семейной жизни. Во многих семьях главным недостатком является отсутствие эмоциональной близости между родителями и детьми, доверительности, доброжелательности, взаимопонимания. Часть отцов и матерей не проявляют необходимого заинтересованного и участливого отношения к жизнедеятельности своих детей, не оказывают им конкретной помощи в жизненном и профессиональном самоопределении. В отдельных семьях дети растут с искаженными представлениями о смысле человеческой жизни, истинных добродетелях и ценностях, с отсутствием уважения и привычки к честному труду. Современное развитие общества требует особой гибкости в семейном воспитании, умения сохранять связь времен и поколений.

Большой и нерешённой проблемой педагогики и педагогов являются педагогическое просвещение и педагогическая культура родителей. Педагогические лектории, специальные семинары для родителей в 50 -70 годы имели положительное влияние на родителей. Еще В.А.Сухомлинский организовывал для родителей средней школы постоянно действующий лекторий, лекционной курс которого по объему и содержанию приближался к университетскому курсу педагогики. [6, стр.250]

Перечень проблем семейного воспитания могут быть внесены в «Педагогический лекторий для родителей» и стать предметом обсуждения и дискуссий на родительских собраниях и индивидуальных беседах с родителями. [7, стр.20]

Существует другие формы и методы работы: университет педагогических знаний, конференция, практикум, открытые уроки, ролевые игры, индивидуальные тематические консультации и др. [5, стр.68]

Известно, что проблема семьи и семейного воспитания в последние годы стоит как никогда остро: демографы, социологи, культурологи, психологи, педагоги подтверждают наличие глубокого системного кризиса семьи.

Кризисное состояние современной семьи - социальная проблема, требующая решения, и социальная реальность, ждущая помощи.

В условиях кризисного положения современной семьи решить проблемы семейного воспитания невозможно за счёт разрозненных и эпизодических мер. Решение выдвинутых задач в большей степени зависит от согласованности усилий и единства требований к учащимся, семьи, школы, общественности, от общей педагогической культуры родителей и всего социума. Поднять педагогическую культуру населения, улучшить семейное воспитание призвана система педагогического сопровождения семьи и всеобуча родителей.

Освещая основные задачи и содержание семейного воспитания, необходимо вооружать родителей конкретными методами и приёмами воспитательной работы с детьми с учётом особенностей формирования личности на каждом возрастном этапе, специфических воспитательных средств, которыми располагает семья. Самые эффективные средства воспитания в семье - это личный пример родителей, их поведение, авторитет, образ жизни семьи, её уклад, традиции, внутрисемейные отношения, эмоционально - нравственный климат.

С изменением социально-экономического и политического развития общества изменяются и его требования к нравственно-воспитательной деятельности семьи. Если семейное воспитание не согласуется с требованиями общества, то допускаются серьезные просчеты в формировании личности ребенка. 

Единство воспитательных задач семьи и общества, согласованность требований семейного и общественного воспитания выступают первейшей необходимостью в формировании всесторонне, гармонически развитой личности.

Список литературы

1.  Кулик Л.А. Семейное воспитание: Учебное пособие / Л.А. Кулик - М.: Просвещение 2003. 175с.

2.  Ковалев, С.В. Психология современной семьи: Учебное пособие / С.В. Ковалев - М.: Просвещение 1999. 270с.

3.  Лазарев А.А. Семейная педагогика: Учебное пособие / А.А.Лазарев - М.: Академия 2005. 314с.

  1. 4.    Марковская Н.Г. Место семьи в системе ценностных ориентаций личности: Автореф. канд. социол. наук. М., 1990.
  2. 5.    Семья и школа - социальные партнеры. Сборник научных трудов под редакцией И.Г. Хадиулина, Казань, 2008.- 128 с.

6.  Сухомлинский, В.А. Собрание сочинений: Учебное пособие  В.А.Сухомлинский - М. : Логос 1999. 400с.

7.  Шахторина Е.В. Теория и методика воспитательной работы: Методические рекомендации для студентов заочного отделения факультета педагогики и психологии. - Калининград: Изд-во КГУ, 2003. - 24 с.

 

© annaviath

Конструктор сайтов - uCoz