Сайт учителя географии высшей квалификационной категории Иванниковой Анны Вячеславовны.МКОУ "Алферовская основная общеобразовательная школа "с. Алферовка Новохоперского района Воронежской области |
|
|
Элективный курс «Основы исследовательской деятельности учащихся». Пояснительная записка В последнее время объективно возрос интерес к развитию у школьников исследовательских навыков. Данный элективный курс предназначен для учащихся 9х классов, способных заниматься исследовательской деятельностью. Цель курса: оказать методическую поддержку учащимся при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений (презентаций) на различных научно-практических конференциях и конкурсах школьников. Курс рассчитан на 17 часов. Содержание курса охватывает весь процесс научного исследования и в целях сохранения логики его изучения разделен на пять частей. Во «Введении» рассматриваются основные виды исследовательских работ. Вторая часть курса «Методология научного творчества» является исходной теоретической базой для последующей работы. Она включает изучение основных понятий научно-исследовательской работы, общей схемы научного исследования, методов поиска информации. В третьей части рассматриваются этапы работы в рамках научного исследования: выбор темы; составление плана исследовательской деятельности; изучение литературы по избранной теме; работа с понятийным аппаратом; опытно-экспериментальная деятельность. Четвертая часть курса посвящена оформлению исследовательской работы. В заключительной части содержатся рекомендации по представлению результатов исследовательской работы в ходе процедуры ее защиты. Программа курса предполагает как теоретические, так и практические занятия. Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими, текстовыми словарями, справочниками и т.п. диаграммами, схемами, рисунками и др. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся. При организации занятий целесообразно создать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу. Курс «Основы исследовательской деятельности учащихся »может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии и других предметов, может быть рекомендован для изучения учащимися разных профилей, а также во внеклассной работе . Учебно-тематический план.
Продолжительность занятия зависит от его целей, от сложности задач и других конкретных обстоятельств работы. Содержание. Занятие 1. Формы представления исследовательских работ Лекция с элементами беседы. Цели и задачи: познакомить учащихся с различными формами представления исследовательских работ (доклад, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия). Исследовательскую работу можно представить в различных формах. Наиболее распространены текстовые работы (доклад, стендовый доклад, реферат, литературный обзор, рецензия). Кроме того, исследовательскую работу можно представить в форме компьютерной презентации или видеофильма с текстовым сопровождением. Реже ее демонстрируют в форме действующей модели или макета с текстовым сопровождением. Практическое задание Пользуясь необходимой литературой подготовить литературный обзор, рецензия по самостоятельно выбранной теме. Необходимая литература подбирается учащимися заранее. Занятие 2.Формы представления исследовательских работ Цели и задачи: Познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями; продолжить формирование представлений и знаний о формах исследовательских работ; продолжить формирование умения работать с различными источниками информации. Лекция с элементами беседы. План лекции.
Готовность учащихся к работе над рефератом. Функции учителя при руководстве рефератной работой учащихся Сроки выполнения реферата. Структура реферата. Процедура защиты реферата. Оценка реферата. Результат. Краткий конспект лекции. Занятие 3. Формы представления исследовательских работ. Лекция с элементами беседы. Проект (от лат. projectus — брошенный вперед) — замысел, план; разработанный план сооружения, механизма, схема технологического процесса; предварительный текст какого-либо документа. Проектирование, по сути, представляет собой процесс создания проекта — прототипа, прообраза предполагаемого объекта или состояния. Виды проектов 1. Монопредметный проект, осуществляемый в рамках одного предмета. Работа над ним вполне укладывается в классно-урочную систему. 2. Межпредметный проект, предполагающий использование знаний, умений и навыков по двум и более предметам. Чаще всего используется в качестве дополнения к урочной деятельности. 3. Надпредметный проект, который выполняется на стыках областей знаний и выходит за рамки содержания школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности и носит характер исследования. Таблица
Работа над таблицей «Последовательность работы над проектом»
Правила участия в «мозговом штурме». Памятка для учащегося.
7. Разрешается задавать вопросы, если они не содержат оценки высказываний предыдущих ораторов. Отработка основных этапов работы над проектом в форме деловой игры. Занятие 4.Основные понятия научно-исследовательской работы. Цели и задачи: познакомить учащихся с некоторыми новыми понятиями, необходимыми для проведения научно-исследовательской работы. В процессе знакомства с терминами подготовить карточки. Предварительно нарезать одинаковые по размеру кусочки бумаги, написать термин на одной стороне, а определение на другой, Затем сложить листки в стопку терминами вверх. Брать по одному листочку, читать вслух термин, не поворачивая лист проговорить определение, повернуть листок, проверить. Если правильно – отложить в правую сторону, неправильно – в левую. Затем взять только стопку с левой стороны и повторить все действия. Так до того момента, пока все карточки не будут переложены в правую стопку. Затем необходимо перевернуть стопку карточек определениями вверх и еще раз повторить процедуру. Занятия 5-6. Последовательность хода научного исследования Цели и задачи: познакомить учащихся с требованиями, предъявляемыми к ученику и учителю занимающихся исследовательской деятельностью; охарактеризовать этапы работы ученика в процессе исследования. Обоснование актуальности выбранной темы: • постановка цели и конкретных задач исследования; • определение его объекта и предмета; • выбор методов (методики) проведения исследования; • описание его процесса и обсуждение результатов исследования; • формулирование выводов и оценка полученных результатов. 2. Методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, анализ и синтез; исторический метод. 3. Поиск информации: виды информации (обзорная, реферативная, сигнальная, справочная); методы поиска информации. Обратная связь в форме беседы. Занятие 7. Практическое использование Интернета. Практическая рабата. Цели и задачи: опираясь на знания о сети Интернет сформировать представление учащихся о его возможностях, методах поиска информации; показать, как правильно пользоваться Интернетом в процессе исследования. Перечень ресурсов по географии, который содержит учебный и справочный материал.
Конкурсы, олимпиады.
Для проведения 8-11 занятий необходим раздаточный материал. Занятие 8 Этапы работы ученика в процессе исследования. Цели: Помочь учащимся в выборе темы, постанове цели и задач и составлении плана научно-исследовательской работы Предлагаем список доступных методов исследования: • подумать самостоятельно; • прочитать книги о том, что вы исследуете; • познакомиться с кино- и телефильмами; • найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например, в сети Интернет; • спросить у других людей; • понаблюдать; • провести эксперимент. Самостоятельная работа под контролем учителя. Учитель-консультант. Занятие 9 Цели: Помочь учащимся в работе с научной литературой и понятийным аппаратом. Посещение библиотек и работа с научной и методической литературой. Занятие 10. Цели и задачи: опираясь на полученные знания распределить темы исследования; произвести инструктаж по содержанию следующих занятий и по необходимому для него снаряжению. Семинар. Возможные геологические исследовательские задачи для учащихся. 1.Сравнение состава отложений современной поймы реки Хопер и древних террас. 2.Изучить процессы образования оврагов и овражных отложений. 3.Характеристика родника. Кроме того, возможны следующие варианты заданий. Примерный перечень индивидуальных заданий
(методом биотестирования и анатомическими методами)
Занятия 11-13.Практическая работа на местности. Цели и задачи: 1. Помочь учащимся сопоставить теоретические познания с их практической деятельностью. 2.Развивать абстрактное мышление, умение анализировать, делать выводы, выделять главное из общего материала. 4.Развивать познавательный интерес учащихся и умение работать самостоятельно. 5.Собрать необходимые материалы и сведения для проведения дальнейшего исследования. Занятия 14 -15Оформление исследовательской работы. Цели и задачи: познакомить учащихся с общими правилами оформления текста научно-исследовательской работы (теория и практика). Знакомство с образцами рефератов, требованиями ГОСТ.
|
© annaviath |