Сайт учителя географии высшей квалификационной категории Иванниковой Анны Вячеславовны.

МКОУ "Алферовская основная общеобразовательная школа "

с. Алферовка Новохоперского района Воронежской области

Элективный курс

«Основы исследовательской деятельности учащихся».

Пояснительная записка

         В  последнее время объективно возрос интерес к развитию у школьников исследовательских навыков.

Данный элективный  курс предназначен для учащихся 9х классов, способных заниматься исследовательской деятельностью.

Цель курса: оказать методическую поддержку уча­щимся при проведении исследовательских работ и под­готовке выступлений (презентаций) на различных науч­но-практических конференциях и конкурсах школьников. Курс рассчитан на 17 часов. Содержание ­курса охватывает весь процесс научного исследова­ния и в целях сохранения логики его изучения разде­лен на пять частей.

Во «Введении» рассматриваются основные виды ис­следовательских работ. Вторая часть курса «Методология научного творче­ства» является исходной теоретической базой для последующей работы. Она включает изучение основ­ных понятий научно-исследовательской работы, об­щей схемы научного исследования, методов поиска информации.

В третьей части рассматриваются этапы работы в рамках научного исследования:

выбор темы;

составление плана исследовательской деятельности;

изучение литературы по избранной теме;

работа с понятийным аппаратом;     

опытно-экспериментальная деятельность.                                                                                             Четвертая часть курса посвящена оформлению ис­следовательской работы.

В заключительной части содержатся рекомендации по представлению результатов исследовательской работы в ходе процедуры ее защиты. Программа курса предполагает как теоретичес­кие, так и практические занятия.

         Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими, текстовыми словарями, справочниками и т.п. диаграммами, схемами, рисунками и др. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся. При организации занятий целесообразно создать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу.

         Курс «Основы исследовательской деятельности учащихся »может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии и других предметов, может быть рекомендован для изучения учащимися разных профилей, а также во внеклассной работе .

Учебно-тематический план.

Название раздела, темы.

Всего часов

В том числе

Оформление контроля

Лекции

Практическая работа

1

Введение

3

3

 

 

2

Методология научно–исследовательской работы.

4

1

3

Практическая работа

3

Этапы работы в рамках научного исследования.

6

 

3

семинар

4

Оформление исследовательской работы.

2

1

1

Практическая работа

5

Представление результатов научно-исследовательской работы.

2

1

1

Защита исследования

        

Продолжительность занятия зависит от его целей, от сложности задач и других конкретных обстоятельств работы.

Содержание.

Занятие 1. Формы представления исследовательских работ

Лекция с элементами беседы.

         Цели и задачи: познакомить учащихся с различными формами представления исследовательских работ (доклад, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия).

        Исследовательскую работу можно представить в различных формах. Наиболее распространены текстовые работы (доклад, стендовый доклад, реферат, литературный обзор, рецензия). Кроме того, исследовательскую работу можно представить в форме компьютерной презентации или видеофильма с текстовым сопровождением. Реже ее демонстрируют в форме действующей модели или макета с текстовым сопровождением.

Практическое задание

Пользуясь необходимой литературой подготовить литературный обзор, рецензия по самостоятельно выбранной теме. Необходимая литература подбирается учащимися заранее.

Занятие 2.Формы представления исследовательских работ

Цели и задачи: Познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями; продолжить формирование представлений и знаний о формах исследовательских работ; продолжить формирование умения работать с различными источниками информации.

Лекция с элементами беседы.

План лекции.

  1. Научная статья.
  2. Научный отчет.
  3. Реферат.

Готовность учащихся к работе над рефератом.

Функции учителя при руководстве рефератной работой учащихся

Сроки выполнения реферата.

Структура реферата.

Процедура защиты реферата.

Оценка реферата.

      Результат. Краткий конспект лекции.

Занятие 3. Формы представления исследовательских работ.

Лекция с элементами беседы.

Проект (от лат. projectus — брошенный вперед) — замысел, план; разработанный план сооружения, механизма, схема технологического процесса; предва­рительный текст какого-либо документа. Проектирование, по сути, представляет собой про­цесс создания проекта — прототипа, прообраза пред­полагаемого объекта или состояния. Виды проектов

1. Монопредметный проект, осуществляемый в рам­ках одного предмета. Работа над ним вполне укла­дывается в классно-урочную систему.

2. Межпредметный проект, предполагающий исполь­зование знаний, умений и навыков по двум и более предметам. Чаще всего используется в качестве до­полнения к урочной деятельности.

3. Надпредметный проект, который выполняется на стыках областей знаний и выходит за рамки содер­жания школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности и носит харак­тер исследования.

Таблица  
Последовательность работы над проектом

№ л/л

 

Этапы работы над проектом

 

Содержание работы на данном этапе

 

Деятельность уча­щихся

 

Деятельность учителя

 

1.

 

Подготовка

 

Определение темы и целей проекта. Формирование рабочей группы

 

Обсуждают предмет проекта с учителем и получают при необхо­димости дополнитель­ную информацию. Уста­навливают цели

 

Знакомит со смыслом про­ектного подхода и мотиви­рует учащихся. Помогает в постановке цели проекта. Наблюдает за деятельно­стью учащихся

 

2.

 

Планиро­вание

 

а) Определение источников информации, б) Определение способов сбора и анали­за информации, в) Определение способа представления результатов (формы проекта), г) Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проект­ной деятельности,) Распределение задач

между членами команды.

 

 

 

зззззазазадач (обязанностей) между членами команды

 

Формируют задачи. Вырабатывают план дей­ствий. Выбирают и обосновывают свои кри­терии и показатели ус­пеха проектной дея­тельности

 

Предлагает идеи, высказы­вает предположения. Наблюдает за деятельно­стью учащихся

 

3.

 

Исследова­ние

 

Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждение аль­тернатив методом «мозгового штурма». Выбор оптимального варианта. Основ­ные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.

 

Выполняют исследова­ние, решая промежуточ­ные задачи

 

Наблюдает, советует, кос­венно руководит деятель­ностью учащихся

 

4.

 

Формулиро­вание ре­зультатов и/или вы­водов

 

Анализ информации. Формулирование выводов.                              

 

Выполняют исследова­ние и работают над проектом, анализируя информацию. Оформ­ляют проект

 

Консультирует учащихся

 

5.

 

Защита проекта

 

Подготовка доклада: обоснование про­цесса проектирования, представление полученных результатов. Возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материа­лов, письменный отчет    ч

 

Участвуют в коллектив­ном самоанализе проек­та и самооценке дея­тельности

 

Слушает, задает целесо­образные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа

 

6.

 

Оценка ре­зультатов и процесса проектной деятельно­сти

 

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их при­чин

 

Участвуют в оценке пу­тем коллективного обсуждения и самооценок деятельности

 

Оценивает усилия учащих­ся, их креативность, каче­ство использования источ­ников. Определяет потен­циал продолжения проекта и качество отчета

 

 

Работа над таблицей

«Последовательность работы над проектом»

  1. Назовите основные этапы работы над проектом.
  2. Почему на первом этапе необходимо кроме темы определить цели проекта?
  3. Сформулируйте основные правила участия в «мозговом штурме».

Правила участия в «мозговом штурме».

Памятка для учащегося.

  1. Формулируйте свои мысли точно, но кратко.
  2. Стремитесь решить проблему, а не демонстрировать свои знания.
  3. Мозговая атака требует полного раскрепощения воображения.
  4. Запрещаются критические замечания и промежуточные оценки – это мешает формировать новые идеи.
  5. Чем больше выдвинуто предложений, тем более вероятно, что в результате «мозгового штурма» действительно появятся новые, ценные идеи.
  6. Приветствуются все дополнения и уточнения.

7.  Разрешается задавать вопросы, если они не содержат оценки высказываний предыдущих ораторов.

Отработка основных этапов работы над проектом в форме деловой игры.

Занятие 4.Основные понятия научно-исследовательской работы.

Цели и задачи: познакомить учащихся с некоторыми новыми понятиями, необходимыми для проведения научно-исследовательской работы.

         В процессе знакомства с терминами подготовить карточки. Предварительно нарезать одинаковые по размеру кусочки бумаги, написать термин на одной стороне, а определение на другой, Затем сложить листки в стопку терминами вверх. Брать по одному листочку, читать вслух термин, не поворачивая лист проговорить определение, повернуть листок, проверить. Если правильно – отложить в правую сторону, неправильно – в левую. Затем взять только стопку с левой стороны и повторить все действия. Так до того момента, пока все карточки не будут переложены в правую стопку. Затем необходимо перевернуть стопку карточек определениями вверх и еще раз повторить процедуру.

Занятия 5-6. Последовательность хода научного исследования

Цели и задачи: познакомить учащихся с требованиями, предъявляемыми к ученику и учителю занимающихся исследовательской деятельностью; охарактеризовать этапы работы ученика в процессе исследования.

Обоснование актуальности выбранной темы:

• постановка цели и конкретных задач исследования;

• определение его объекта и предмета;

• выбор методов (методики) проведения исследования;

• описание его процесса и обсуждение результатов исследования;

• формулирование выводов и оценка полученных результатов.

2. Методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, анализ и синтез; исторический метод.

3. Поиск информации: виды информации (обзорная, реферативная, сигнальная, справочная); методы поиска информации.

Обратная связь в форме беседы.

Занятие 7. Практическое использование Интернета.

         Практическая рабата.

Цели и задачи: опираясь на знания о сети Интернет сформировать представление учащихся о его возможностях, методах поиска информации; показать, как правильно пользоваться Интернетом в процессе исследования.

Перечень ресурсов по географии, который  содержит учебный и справочный материал.

  • GeoSite – все о географии. (http//www.geosite. com.ru)
  • Библиотека по географии. Географическая энциклопедия (http//www.geoman.ru)
  • География России: энциклопедические данные о субъектах Российской Федерации (http//www.georus.by.ru)
  • Народная энциклопедия городов и регионов России «Мой Город» (http//www.mojgeod.ru)
  • Проект WGEO – всемирная география (http//www. wgeo.ru)
  • Страны мира: географический справочник (http//www.geohistoric.ru)

Конкурсы, олимпиады.

  • Всероссийская олимпиада школьников (http//www.rusolymp.ru)
  • Всероссийский конкурс дистанционные эвристические олимпиады (http//www.eidos.ru / olymp/)
  • Олимпиады для школьников: информационный сайт (http//www.olimpiqa.ru )
  • Юность, наука, культура: Всероссийский открытый конкурс исследовательских и творческих работ учащихся (http//unk.future4you.ru)

 

Для проведения 8-11 занятий необходим раздаточный материал.

Занятие 8

Этапы работы ученика в процессе исследования.

Цели: Помочь учащимся в выборе темы, постанове цели и задач и составлении плана научно-исследовательской ра­боты

Предлагаем список доступных методов исследования:

• подумать самостоятельно;

• прочитать книги о том, что вы исследуете;

• познакомиться с кино- и телефильмами;

• найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например, в сети Интернет;

• спросить у других людей;

• понаблюдать;

• провести эксперимент.

Самостоятельная работа под контролем учителя. Учитель-консультант.

Занятие 9

Цели: Помочь учащимся в работе с научной литературой и понятийным аппаратом.

Посещение библиотек и работа с научной и методической литературой.

                                                        Занятие 10.

Цели и задачи: опираясь на полученные знания распределить темы исследования; произвести инструктаж по содержанию следующих занятий и по необходимому для него снаряжению.

Семинар.

Возможные геологические исследовательские задачи для учащихся.

1.Сравнение состава отложений современной поймы реки Хопер и древних террас.

2.Изучить процессы образования оврагов и овражных отложений.

3.Характеристика родника.

 Кроме того, возможны следующие варианты заданий.

Примерный перечень индивидуальных заданий

  1. Исследование типа, состава почв и эдафона сколов балки Алферовка и временного водотока.

 (методом биотестирования и анатомическими методами)

  1. Исследование видового состава беспозвоночных животных склонов балки Алферовка.
  2. Исследование видового состава растений склонов балки
  3. Исследование экологических проблем села.
  4. Полезные ископаемые Воронежской области.

Занятия 11-13.Практическая работа на местности.

Цели и задачи: 1. Помочь учащимся сопоставить теоретические познания с их практической деятельностью.

2.Развивать абстрактное мышление, умение анализировать, делать выводы, выделять главное из общего материала.

4.Развивать познавательный интерес учащихся и умение работать самостоятельно.

5.Собрать необходимые материалы и сведения для проведения дальнейшего исследования.

Занятия 14 -15Оформление исследовательской работы.

Цели и задачи: познакомить учащихся с общими правилами оформления текста научно-исследовательской работы (теория и практика).

      Знакомство с образцами рефератов, требованиями ГОСТ.

 

© annaviath

Конструктор сайтов - uCoz