Сайт учителя географии высшей квалификационной категории Иванниковой Анны Вячеславовны.

МКОУ "Алферовская основная общеобразовательная школа "

с. Алферовка Новохоперского района Воронежской области

 

Пуховый платок - это память человеческого сердца,

красота земли и души Хоперской.

 

   «За окошком злится вьюга, все тропинки замело,

   Ну, а мне совсем не зябко, в доме тихо и тепло.

   Запою тихонько песню, в руки спицы я возьму

   И сегодня в день ненастный сказку летнюю свяжу:

   С молодых зеленых листьев я сплету венок большой,

   Кое-где пускай мелькает колокольчик голубой,

   Посередке раскидаю белых ландышей букет...

   В зимний вечер - я-то знаю - ничего милее нет!

   И узор вязать сегодня мне ни чуточку не лень -

   Пусть согреет моя сказка чью-то душу в зимний день...»

Стихотворение неизвестной мастерицы.

Родной край… История родного края – основа нашего общего культурно-исторического богатства. Село Алферовка возникло в 1717 году. Колонисты, основавшие село, были выходцами из Харьковской и Сумской губерний было их совсем немного, всего лишь, как гласит предание, несколько семей. Поселились они на правом берегу судоходной в то время реки Хопер. Относительно самого названия села есть версия, что назвали его по имени первожителя Алфера.  Вокруг слободы были леса богатые диким зверем, а река изобиловал рыбой, несмотря на песчаные почвы это был благодатный уголок природы. Местные жители  долгое время занимались скотоводством. Только в XVIII веке,  хопёрские жители обнаружили, что у щипавших травку шкодливых животных удивительные свойства шерсти. До шестидесятых годов XVIII века коз разводили прежде всего для получения молока, мяса и кожи.

Пуховые изделия Оренбургских мастериц давно получили широкую известность не только в России, но и далеко за ее пределами.

Хоперская и донская коза - особенная. Ее пух в отличие от пуха Оренбургских платков более прочный, длиной до 10 сантиметров, красивого серого цвета со стальным отливом. Внешне Хоперские платки и шали больше похожи на соболиные накидки. Особенно ценятся платки из неволнистого, прямого руна.

Было много попыток переселить Хоперскую козу в другие места. Но после переселения ее пух теряет свои уникальные качества. Местные жители считают, что причина этого в особых природных условиях Прихоперья - трава, вода, климат. Ответить на этот вопрос пытались ученые из Ростова. Однако исследование не выявило ничего особенного (исследование проводилось в Урюпинске). Но факт остается фактом - вывезенная за пределы района, пушиться коза перестает.

Немного об особой местной породе коз. Никакого названия у этой породы нет, просто коза, но пух ее обладает поистине уникальными свойствами. Он очень легкий и чрезвычайно теплый, и по старинке его не срезают, а выдергивают руками. Срезанный пух на базаре продается тоже, но он гораздо дешевле, а обмануть мастеров, которые на этом "собаку съели" (точнее, наверное, козу), невозможно. Срок службы платка из такого пуха - 10-15 лет (за этот срок пух не сваливается и его не надо начесывать), но он может достигать и 35 лет, при условии правильного хранения. Условие простое: чтобы моль не одолела изделие, его надо почаще вывешивать, чтобы оно проветрилось и впитало в себя лучи солнца.

Прялки и прядение

Древнейшим и простейшим приспособлением для производства пряжи была ручная прялка, состоявшая из веретена, пряслицы и собственно прялки. Перед началом работы прядильное волокно прикрепляли на какой-нибудь воткнутый сук или палку с развилкой (позже этот сучок заменили доской, которая и получила название прялки).

Затем мастер вытягивал из клубка пучок волокон и присоединял к особому приспособлению для скручивания нити. Оно состояло из палочки (веретена) и пряслицы (в качестве которой служил круглый камешек с дырочкой посередине). Пряслица насаживалась на веретено. Веретено вместе с прикрученным к нему началом нити приводили в быстрое вращение и тотчас отпускали. Повиснув в воздухе, оно продолжало вращаться, постепенно вытягивая и скручивая нить. Пряслица служила для того, чтобы усилить и сохранить вращение, которое иначе прекратилось бы через несколько мгновений. Когда нить становилась достаточно длинной, мастерица наматывала ее на веретено, а пряслица не давала растущему клубку соскользнуть.

Затем вся операция повторялась. Несмотря на свою простоту, прялка была удивительным завоеванием человеческого ума. Три операции - вытягивание, кручение и наматывание нити объединились в единый производственный процесс. Человек получил возможность быстро и легко превращать волокно в нить. Заметим, что в позднейшие времена в этот процесс не было внесено ничего принципиально нового; он только был переложен на машины.

В настоящее время в селе Алферовка мастерицы  все еще используют ручной способ изготовления пряжи. Эти вещи хранят тепло рук рукодельниц, и может быть, частицу ее души. Процесс прядения неразрывно связан с прялкой - приспособлением, с помощью которого получаются нити, которые используются для вязания.

Немного об истории этого ремесла. С давних пор прялка сопровождала женщину с раннего детства и до самой старости. Мастера по дереву старались раскрасить прялку, чтобы придать ей неповторимый вид. Были праздничные прялки и прялки для будней. Наиболее интересными являются праздничные, подарочные прялки, декорированные резьбой, резьбой с подкраской и росписью.

Связь прялок со свадебной обрядностью и обычаем дарить их девушке, достигшей возраста невесты, продлила развитие этого жанра до первых десятилетий XX века. Праздничные прялки создавались для участия девушек и женщин в трудовых обрядовых празднествах - зимних посиделках.

Прядение относилось к числу важнейших женских работ, необходимых для обеспечения семьи.  Народная мудрость научила выполнять ее коллективно и связала с традиционной обрядностью, имевшей прямое отношение и к трудовым календарным праздникам и событиям свадебного цикла. С начала зимы девушки и женщины собирались вечерами в просторной избе для совместной работы, которая называлась "посиделками", или "беседами". Приглашались и парни. Во время посиделок прядение сочеталось с пением, шутками, занимательными рассказами и играми, ухаживанием парней за девушками. Это приучало готовиться к посиделкам как к празднику. К этому моменту отец дарил дочери, впервые идущей на посиделки, нарядную прялку, красота которой свидетельствовала о благополучии и достатке семьи, из которой происходит невеста.

Самопрялка

    Первым "механизмом" для скручивания из относительно коротких волокон льна, хлопка, шерсти, конопли и т.д. непрерывной длинной нити были ловкие руки, которыми мастерицы свивали в одну нить (сучили) пряди этих волокон. Дело пошло значительно быстрее, когда появилось веретено. Но только самопрялка  взявшая на себя функции и по скручиванию пряхи, и по ее наматыванию, значительно облегчало труд пряжи, ограничив ее работу равномерной подачей шерсти или других волокон в отверстие рогульки (рогала) самопрялки. Конечно, приводить в действие самопрялку, то есть вращать колесо, тоже должна была мастерица, но уже ногой. 

Чтобы познакомиться поближе с рукоделием вязания из пуха мы обратились к жительнице села Алферовка Незимовой Валентине Петровне.

По необозримым просторам нашего отечества разбросано превеликое множество старых городов, окруженных деревнями в которых жизнь городская тесно роднится с жизнью деревенской. На тех окраинах нет больших зданий или почти нет, там больше все избы. И в одной из них раздумчиво тикают ходики, потрескивают дрова в печи, а по верхнему закраешку этой печи шевелятся полотняные занавесочки, обеспокоенные упругой сухой волной, поднимающейся от плиты к потолку. Hа улице сильно крутит метель, говоря по здешнему, - буран, а в той избе тепло, чисто и уютно, покой и тишина. И если бы не телевизор, да не электролампочка на сто ватт под потолком, да не одежный шкаф из типовой ширпотребовской серии, недавно занявший место сундука, то показалось бы, что время остановилось здесь,  и совсем не торопится идти дальше. Тут царит нечто непоколебимое и мудрое. И голос хозяйки звучит глубоко...

Рассказ жительницы с. Алферовки о пуховязании второй половины 20 века.Незимова Валентина Петровна.

— Вот я и говорю: настоящее, хорошее дело в руках — верней самого большого богатства. Ведь богатство — что? Есть оно — и нет его, было, да уплыло. А дело завсегда при тебе, выручит и в люди выведет.

Меня к платкам сызмальства приучали. Сыстари веков велось в наших местах это рукоделье.

— Ну, настоящие мастерицы всякие платки вяжут. Я-то, к примеру, и теплые серые с молода хорошо умела, и ажурные - паутинки. Помню от горшка два вершка, а мама меня все приучала. Потом, когда уж на посиделки стали ходить, нас без платков и не пускали. Бывало, идешь туда, тебя проверят, сколько связано. Оттуда приходишь — опять проверят, на сколько сумела продвинуться. Только на святки не заставляли вязать. Нам, девчатам, за то святки больше всего и нравились.

К  зиме у козочек и пух подоспевал. Жить веселее становилось. Бывало, соберутся женщины у кого-нибудь в комнате, вяжут, да песни поют, с песней и работа лучше спорится. Были такие искусные мастерицы, что вязали, не глядя на спицы, да ещё успевали читать книгу и лузгать семечки.

Я хоть и маленькая была, но всё примечала и всему училась, и по мере сил своих помогала старшим в освоении пуховязания. Работы много было. Надо пуха надёргать, перебрать, освободить от оси, да промыть его два-три раза, высушить, да на чёсках расчесать, чтобы он стал шёлковым и волнистым.
А потом на прялке спрясть нити, смотать их в клубочки и уже, тогда можно приступить к вязанию.» 

Вязка платка до сегодняшнего время от начала и до конца производится на стальных спицах, похожих на те, которыми обычно вяжут чулки, только более длинных. На одном конце спиц насаживается шарик из сургуча (так делали раньше, теперь чаще встретишь красивую бусинку), чтобы петли не спускались.

Чистка готового платка — ответственная операция. Дело с том, что платок до чистки имеет очень неприглядный вид: он грязный, на ощупь липкий, маслянистый. Чтобы очистить от грязи, от жира, его кладут в таз с теплой мыльной водой, причем не трут между рук, как это делается во время стирки белья, а только полощут и очень осторожно выжимают.

После стирки платок, или одновременно несколько платков, натягивали на специально приспособленную раму и просушивали в натопленном помещении.

Долог путь от пуха к клубочку, от клубочка к платку. Вяжут его на стальных спицах, и. кажется, сама душа женщины вплетается в узоры жаркого пушистого платка.

Уход за пуховыми изделиями и их хранение.

 Помните, - что пух является органическим веществом!!!

 По мере загрязнения пуховые изделия нуждаются в стирке.

Стирают изделия так:

В теплой воде, не более 30-35 С°, надо развести шампунь для волос и на 20 минут замочить изделие. Затем изделие, не стираем, как обычные вещи, а жамкаем руками. Даем стечь воде. Прополаскиваем в чистой воде и сушим на улице или в проветриваемом помещении, в разложенном виде.

Если это паутинка или палантин (шарф), то изделия сушим на пяльцах, зацепив каждый зубчик за крючок. После того как изделие высохнет, не расчесывайте, а просто встряхните его, изделие примет свой прежний вид.

Хранение:

 Хранить пуховые изделия нужно в полиэтиленовых мешочках свернутыми, в рулон. Обязательно положите средство от моли. Лично я храню платки в стеклянных банках, закрытых полиэтиленовой крышкой. После хранения нужно взбрызнуть платок водой и встряхнуть. Вы не заметите разницы- до и после.

 Узоры весьма разнообразны и, как правило, носят народные названия: «кошачьи лапки», «паутинка», «елочка», «шашечки», «цепочки», «тройная ягодка», «круглая малинка», «пшенка», «змейка», «змейка с отростками» и другие.

 Платок из серого пуха, а можно назвать и «серебристый ковыль»(потому как колышется и переливается волнами пух) и «пушистый кролик»(потому как нежно и ласково греет и пушится это чудо рукотворное) и много других вариантов названий слетает с языка невольно, как только возьмешь в руки это рукоделие земли Хоперской.

 Пуховый платок - это история русской культуры, обрядов и традиций, это память человеческого сердца.

 Тянется пряжа от петельки к петельке: "снежинки", "ягодки", "лучики", "кошачьи лапки"... И рождается неповторимый своеобразный платок, который хранит в себе не только ласковое тепло пуха, но и любовь к родному краю, чувство красоты, очарование души мастерицы…

© annaviath

Конструктор сайтов - uCoz